Вопросы приобретения права частной собственности на заброшенный земельный участок по российскому законодательству
Аннотация
В статье рассматриваются основания приобретения права собственности на де-факто бесхозяйные земельные участки в отраслевом законодательстве. Предложены наиболее приоритетные юридические параметры подобного основания, которые было бы необходимо легализовать с целью устранения законодательных пробелов и казуистики. В целом дальнейшее реформирование отраслевого законодательства должно быть направлено на смягчение правовых условий приобретения заброшенных участков.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 06/2024 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-6-23-26 |
На территории Российской Федерации сохраняется значительное количество заброшенных земельных участков, в связи с чем требует разрешения проблема их вовлечения в оборот и дальнейшего рационального использования. Речь идет о де-факто бесхозяйных земельных участках, в отношении которых не осуществлялись учетно-регистрационные действия и не имеется достоверных сведений о личности собственника (правообладателя). В этой области необходимо принимать комплекс мер экономического и правового характера к преодолению подобного негативного явления, обнаружению заброшенных участков и разработке правовых механизмов стимулирования землепользователей. Такие механизмы правового регулирования неизбежно будут включать юридически определенные основания (составы и материально-правовые процедуры) прекращения права собственности или иного вещного права у нерадивых землевладельцев и возникновение соответствующего права у новых землевладельцев.
Однако в настоящее время законодательное регулирование сводится к тому, чтобы скорректировать условия применения существующих мер ответственности и санкций, разрабатывая и закрепляя в законе различные вспомогательные нормы. К примеру, 25 мая 2024 г. Правительство России внесло в Государственную Думу Российской Федерации законопроект № 634000-8, которым предполагается закрепить в законодательстве общую обязанность всех земельных собственников и всех землепользователей по освоению земельных участков; дать легальное определение освоения и установить требования по освоению применительно к участкам из состава земель населенных пунктов; распространить общие предписания об освоении на садовые и огородные участки. По замыслу правотворцев, неисполнение законной обязанности освоения земельного участка должно служить предпосылкой наложения административного наказания или изъятия земельного участка в порядке, предусмотренном законом.
Принятию правотворческих и правоприменительных решений препятствуют соображения о неприкосновенности собственности в отношении рассматриваемых участков. Дело в том, что по земельному законодательству фактический отказ от земельного участка, совершенный собственником путем устранения от владения, пользования и распоряжения без намерения сохранить какие-либо права, не будет считаться волеизъявлением об отказе. Юридическая процедура, предусмотренная законом для признания недвижимости бесхозяйным имуществом, не применяется к земельным участкам.
С целью преодоления указанного препятствия следует обеспечить разумное равновесие конституционно значимых ценностей, как то: охраны права (частной) собственности (ст. 8, 35 Конституции Российской Федерации) и охраны земли в качестве «основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9 Конституции России). Конституционная норма о рациональном и эффективном использовании и охране земли обусловливает полномочия законодателя вводить особые правила, порядок и условия землепользования, как это предусматривается в ч. 3 ст. 36 Конституции. Допустимые ограничения права собственности на землю, вводимые в результате осуществления таких полномочий, могут не только прямо устанавливаться действующим законодательством, но также и подразумеваться в нем.