Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
Аннотация
В статье проведенный анализ позволил установить, что под так называемой бесконтейнерной системой удаления отходов подразумевается система сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) от граждан и организаций без создания мест их накопления. Автором доказано противоречие такой системы сбора ТКО федеральному законодательству. Одновременно автор отмечает несоответствие существующих требований в области обращения с ТКО финансовым возможностям органов местного самоуправления, на которые возложена обязанность по организации мест накопления ТКО.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 06/2024 |
Страницы | 20-22 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-6-20-22 |
Термин «бесконтейнерная система удаления отходов» используется в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. Понятие «удаление отходов» используется в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), но не раскрывается. По мнению М.В. Пономарёва, под удалением отходов следует понимать «совокупность видов деятельности по обращению с отходами, направленных на обеспечение их конечной изоляции путем их захоронения в специально предназначенных для этого объектах захоронения отходов, либо переход в стадию нового товара или продукции в результате вторичного использования компонентов, полученных в результате их утилизации».
Однако в субъектах Российской Федерации, в которых практикуется так называемая бесконтейнерная система удаления отходов, исследуемый термин используется не для обозначения деятельности, направленной на конечную изоляцию отходов или их переход в стадию нового товара, а для обозначения особой системы сбора твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) от граждан и организаций, при которой не создаются предусмотренные ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ специально оборудованные площадки для временного накопления отходов. При этом суды, рассматривая споры о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО, нередко просто констатируют, что бесконтейнерная система удаления отходов предполагает накопление ТКО в таре потребителей и их погрузку в мусоровозы силами регионального оператора или самими потребителями (бестарный сбор ТКО).
Федеральное законодательство термин «бесконтейнерная система удаления отходов» не использует. В этой связи возникает вопрос, соответствует ли такая система сбора ТКО федеральному законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО и разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации, однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Органы власти субъектов Российской Федерации рассматривают в качестве основания для использования бесконтейнерной системы удаления ТКО п. 10 Правил обращения с ТКО (далее — Правила 2016 г.), который разрешает складировать ТКО в местах (площадках) накопления не только в контейнеры и бункеры, но и в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Однако Правила 2016 г. не освобождают органы публичной власти от организации мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих санитарным нормам и правилам.