Цифровая трансформация общества и государства: значение правовой информационной культуры
Аннотация
Цель. В статье обосновывается необходимость введения в научный оборот понятия «правовая информационная культура», формулирования определения данного понятия, его элементного состава и практического значения в условиях цифровой трансформации общества и государства. Правовая культура несет в себе гуманистическиценностный многомерный потенциал накопленного культурно-правового опыта человечества, который актуален в современных условиях. Именно на основе правовой культуры возможно формирование модели нового вида: правовой информационной культуры. Методология: используется диалектический метод, позволяющий рассматривать становление нового вида культуры в соотношении и взаимосвязи с ее другими видами и в целом социальными институтами: культурой и правом. Использовались общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение. Выводы. Этап развития «доцифровой правовой культуры» завершен, но именно она является фундаментом правовой информационной культуры современной личности и общества. Ценности, нормы, идеалы, потенциал правовой культуры включают правовую память, обеспечивающую гуманистическую правовую преемственность эволюционирующего общества. Правовая информационная культура выражает своеобразный аксиологический переход к новым рубежам деятельности человека в реалиях цифровой трансформации общества и государства. Научная и практическая значимость. Представлены авторское определение, элементный состав понятия «правовая информационная культура личности». Показана практическая значимость этого феномена, состоящая в возможности позитивного влияния на минимизацию правовых рисков и принятие научно и этически обоснованных решений в осуществлении правовой деятельности в сфере информационных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 11/2024 |
Страницы | 36-40 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-11-36-40 |
Обозначим вопрос: почему культура может и должна выступать условием сохранения ценностей бытия человека? Какова роль права в соотношении с культурой для определения оптимального пути развития индивида, социальных систем, технологий? Для положительного ответа на эти вопросы можно привести значительное количество обоснований. В то же время существует обратное понимание: нужна ли культура в условиях промышленно-цифровой революции (Индустрии 4.0.) или достаточно алгоритмов, которые соединены в единую цепь функций, имитирующих целеполагающие действия человека? Если радикально актуализировать вопрос о возможности принятия человеком разумно-рассудочных решений, использования понятийного, аналогового, сравнительного мышления в организации своей деятельности, тогда очень остро встает еще один вопрос о результатах, будущности человека в связи с той культурой, которую он, как существо родовое, сформировал на протяжении многих веков. Частью этой культуры является право.
Право и культура неразрывны, по крайней мере, в сложившейся парадигме их понимания. Если в основании культуры всегда находились и находятся ценности духовного и материального бытия, то совершенно очевидно, что эти аксиологические основания не безразличны для права. Любое действие физического или юридического лица в системе правовых отношений демонстрирует его правовую культуру, вне которой невозможно развитие общества, основанного на праве, самой правовой системы.
В научных публикациях правильно отмечается, что «правовая культура — это совокупный личный (знания, навыки, умения, мастерство) и внешне выраженный юридический опыт социальных групп, классов, наций, человечества (социально-правовая память), направленные на прогрессивное развитие людей, их коллективов, организаций и общества в целом». Действительно, правовая культура представляет многомерный потенциал накопленного культурно-правового опыта человечества. Правовая культура несет в себе гуманистически-ценностный ориентир для субъектов права и правовых отношений. Кроме того, «правовая культура — это определенный характер и уровень деятельности членов гражданского общества, одновременно это и результат культурной деятельности в сфере права, так как представляет собой совокупность соответствующей степени правовых знаний, умений, навыков общества. Иными словами, правовую культуру можно обозначить как правовой потенциал гражданского общества». Ученые совершенно верно возлагают на правовую культуру, являющуюся хранилищем ценностей, ментальности, приемов и способов осуществления юридической деятельности, надежды в позитивном развитии общества, государства, человека.
Вместе с тем процессы цифровизации, технологического революционизирования, совершенствования искусственного интеллекта оказались факторами тотального влияния на культуру в целом, на правовую культуру в частности. Действительно, «происходящие трансформации существенно изменяют систему социальной коммуникации. Нередко исследователи констатируют общее состояние неопределенности, информационного вакуума, хаоса ценностно-нормативных оценок и т.п. Это происходит в условиях “цифровизации” социума, информатизации его основных сфер и подсистем». Человек в очередной раз в социальной истории оказался под глобальным влиянием технологий, и это обстоятельство стало привычным и воспринимаемым на обыденном и профессиональном уровне. Значение правовой культуры не потеряно в мире виртуальности, цифровизации, и как всякий необходимый человеку феномен, она способна обрести новое качество. Речь идет о новом виде культуры — правовой информационной культуре. Это понятие вырастает из необходимости овладевания субъектами культурой правовой деятельности в области информационных отношений, осуществляемой на основе права, с помощью права.