Правовой дизайн демократии
Аннотация
Цель. Проанализировать современные объем и содержание правового оформления участия народа в политической деятельности. Рассмотреть формы участия через призму меняющейся действительности. Установить достаточность оформления (дизайна) указанных форм для их всесторонней реализации. Методология: исследование проведено на основе комплекса общенаучных и специальных методов, в том числе на основе метода формальной логики, включая анализ, синтез, сравнение, системный подход. Основным теоретическим методом является диалектический метод, который позволяет объективно и всесторонне исследовать проблемы правового регулирования демократических форм участия гражданам в управлении делами государства нормами конституционного права. Выводы. Анализируя многообразные формы политической деятельности, приходим к выводу, что ценность их не в разнообразии, а в большом потенциале в части вовлечения граждан российского государства в политическую деятельность. Научная и практическая значимость. Исследование потенциала реализуемых форм непосредственной и представительной демократии в разрезе современных научных и политических тенденций позволит выработать направления дальнейшего развития политической системы и ее интеграции со стратегическими задачами российского государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 11/2024 |
Страницы | 32-35 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-11-32-35 |
В Конституции РФ закреплен принцип народного суверенитета, народ выступает источником власти в России, а конституционный постулат, содержащийся в ст. 3 Конституции РФ, безусловно означает, что власть принадлежит народу и осуществляется народом. Народовластие является существенным элементом и качественным показателем демократического правового государства как такового. При этом принцип народовластия как неотъемлемый элемент основ конституционного строя Российской Федерации является действующим в силу прямого действия Конституции РФ.
О.Е. Кутафин пишет: «Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти <…> В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом <…> Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный способ обладания властью и ее осуществления…».
Заметим также, что, согласно ч. 5 ст. 135 Конституции РФ, в случае пересмотра действующей Конституции проект новой Конституции государства может быть принят не только посредством всенародного голосования, но и Конституционным Собранием. Положения данной диспозитивной нормы, указывает Ю.А. Боков, позволяют заключить, что суверенитет многонационального народа России над Конституцией не абсолютен и может быть ограничен членами Конституционного Собрания, которые осуществляют выбор между двумя предложенными вариантами.
Присоединяясь к политической жизни общества и государства, каждый человек индивидуально определяет способ и меру своего участия в ней. Являясь особым видом общественной деятельности, политическая деятельность имеет отличительные черты: ориентация действий субъектов на общественные (коллективные) проблемы; использование политической власти как главного средства осуществления целей; основными субъектами решения общих проблем выступает государство и органы публичной власти. Политическая деятельность включает в себя общественно полезную цель, средства, процесс, конечный результат. И цель, как правило, основывается на человеческих ценностях и идеалах. Цель представляет собой образ желаемого — благополучного и процветающего российского государства, где свободно и защищенно будет себя чувствовать каждый человек. Для упорядочения средств и способов политической деятельности нормами законодательства обрисованы общие требования, формы и процедуры.
В рамках политической деятельности, оформленной в правовые формы, признание народа единственным источником власти означает, что именно народ, граждане сами принимают публично-властные решения. К этим формам политической деятельности относится широкий диапазон возможностей и институтов: выборы, референдум, опросы, всенародные обсуждения, публичные слушания, петиции, народная правотворческая инициатива, общественная инициатива, общественный контроль и иные формы.