Кейс-квест как форма проведения практического занятия по дисциплинам юридического профиля
Аннотация
Актуальность. Современные образовательные и профессиональные стандарты и рынок труда предъявляют достаточно высокие требования к выпускнику специальностей и направлений подготовки в сфере юриспруденции. Современный юрист должен быть готов решать сложные практические задачи с опорой на профессиональные, в том числе цифровые, инструменты, обладать аналитическими навыками, когнитивной гибкостью и готовностью к саморазвитию. В образовательном процессе необходимо задействовать педагогические технологии, позволяющие сформировать требуемые компетенции. Целью исследования является анализ сущности, методики разработки и проведения, а также эффективности использования кейс-квеста как педагогической технологии, нацеленной на формирование универсальных и профессиональных компетенций современных юристов. Методология: формально-юридический анализ, педагогический эксперимент, социологические методы, анализ научных исследований. Выводы. На основе анализа требований образовательных и профессиональных стандартов автор выявляет ключевые профессиональные компетенции современного юриста, определяя необходимость использования комплексных заданий с элементами поиска и исследования формирования данных компетенций. Предлагается возможность соединения элементов кейс-метода и обучающего квеста, нацеленного на формирование в том числе цифровых компетенций будущего юриста. Научная и практическая значимость. Автор приходит к выводу о достаточной эффективности предлагаемой педагогической технологии для формирования профессиональных навыков современного юриста, возможности ее распространения на иные дисциплины профессионального цикла обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» и смежным специальностям, что составляет не только теоретическую, но и практическую значимость исследования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 11/2024 |
Страницы | 26-31 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-11-26-31 |
Одной из целей современного высшего профессионального образования является подготовка специалистов, готовых к решению сложных практических задач, использующих различный инструментарий для их выполнения. В современном мире очевидна тенденция цифровизации различных сфер общественной жизни, вследствие чего будущий профессионал должен уметь выполнять свои функции, уверенно владея цифровыми инструментами, в том числе профессиональными. Развивающиеся общественные отношения, достаточно динамичная правовая система нашего государства требуют формирования умения видеть проблемы и решать практические задачи в условиях неопределённости и многозадачности, с использованием навыков поиска и анализа информации, исследования, самообразования. Реализация данной цели возможна не только и не столько за счет содержания обучения, важно использование соответствующих форм и методов обучения, нацеленных на комплексное решение образовательных задач. Использование современных педагогических технологий требует высокой активности преподавателя, готовности к постоянному совершенствованию образовательного процесса с учетом психологических особенностей обучающихся. Как следствие, важен обмен педагогическим опытом, апробированными и доказавшими свою эффективность технологиями, методами и приемами обучения, в том числе в узкой профессиональной сфере.
При подготовке исследования использовался формально-юридический метод (анализ требования федеральных государственных образовательных стандартов), педагогический эксперимент (разработка и апробация учебных занятий в рамках технологии), социологические методы (опрос, интервьюирование обучающихся по итогам занятий, анализ результатов анкетирования работодателей), анализ научных исследований.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты в качестве задач обучения ставят формирование таких универсальных компетенций, как способность осуществлять поиск и критический анализ информации, применять системный подход для решения практических задач, выбирать оптимальный способ их решения. ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» в качестве общепрофессиональных компетенций для юристов называет способность применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности, участвовать в подготовке юридических документов, целенаправленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, включая правовые базы данных, решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий и с учетом требований информационной безопасности. Отметим, что специалистов в области профессиональной деятельности «Юриспруденция» также выпускают организации, реализующие образовательные стандарты высшего образования «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Судебная и прокурорская деятельность». Все перечисленные стандарты наряду с ФГОС ВО по «Юриспруденции» в качестве общепрофессиональных компетенций называют важнейшие для юриста навыки: способность анализировать и толковать нормы права, определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения (давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам), применять нормы материального и процессуального права, составлять правовые документы. ФГОС ВО «Судебная и прокурорская деятельность» наряду с ФГОС ВО по «Юриспруденции» подчёркивает важную компетенцию современного юриста, связанную с работой в правовых базах данных. Все без исключения образовательные стандарты нового поколения требуют от выпускника использования современных информационных технологий для решения профессиональных задач.