Воспитание как неотъемлемая составляющая образовательного процесса: роль преподавателя юридического вуза в оценках студентов
Аннотация
Целью данного исследования является определение роли профессорско-преподавательского состава в становлении личности студента (на примере Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова). Проведенные лонгитюдные исследования за 2010–2023 гг.* позволяют на основе анализа эмпирических данных выделить направления воспитательного воздействия преподавательской деятельности на развитие личностно значимых качеств, ценностно-нормативных ориентаций, а также социально-психологическое состояние студенческой молодежи в образовательном процессе. Методология и методика: диалектика, анализ, синтез, системный подход, сравнительный метод, эмпирические методы сбора первичной информации. Выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что вуз дает не только высшее юридическое образование, но и формирует духовно-нравственную и ценностно-нормативную составляющую личности студента способствует развитию его мотивации к саморазвитию. И главная роль в системе воспитания принадлежит профессорско-преподавательскому составу, оказывающему непосредственное воздействие на сознание студентов своим личным примером, развивая в студентах высокую требовательность к себе, честь, достоинство, благородство, уважение к закону и правопорядку, добросовестность, коммуникативность и иные качества, необходимые для современного выпускника вуза. Научная и практическая новизна. Результаты проведенных мониторинговых исследований являются эмпирической и теоретической базой для повышения эффективности воспитания как неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Аналогичные систематические исследования в российских вузах с использованием сопоставимой методики позволят создать общую эмпирическую базу для дальнейшей научно обоснованной разработки воспитательной политики, направленной на социализацию молодежи на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 11/2024 |
Страницы | 19-25 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-11-19-25 |
В современном стремительно меняющемся мире еще больше возрастает роль преподавателя вуза в процессе становления личности студента наряду с формированием его профессиональных компетенций. Продолжающийся процесс социализации обучающихся в высшем учебном заведении включает в себя обучение и воспитание — два аспекта образовательной деятельности, теснейшим образом взаимосвязанных между собой. Значение воспитания в образовательной системе подчеркнуто в Законе «Об образовании в Российской Федерации», определяющем образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».
Критерием качества образования является не только теоретическая и практическая составляющие профессиональной подготовки студента, но и сочетание образования и воспитания в учебном процессе. Это означает не просто изучение дисциплин профессионального цикла, но и расширение культурного кругозора, формирование личностной мировоззренческой позиции, развитие правосознания студентов, а также ценностно-нормативной системы с преобладанием традиционных общественно значимых ценностей и приоритетов.
Воспитательный компонент — неотъемлемая составляющая педагогической деятельности преподавателя вуза. Именно преподаватель оказывает непосредственное влияние на выработку системы ценностей, определяющей «отношение студента к назначению выбранной профессии, к требованиям, специфике и условиям профессиональной деятельности», а также участвует в осуществлении гражданского воспитания, ориентированного на «приобретение личностных качеств гражданина». Каждый преподаватель несет ответственность за результат своего профессионального труда, который заключается как в передаче профессиональных знаний, так и в выработке ценностно-смысловых установок, мировоззренческой позиции, формировании и развитии духовности и нравственности студенческой молодежи.
На первый план выходят, с одной стороны, профессиональные качества преподавателя и возможность реализовать воспитательную функцию через свой предмет, с другой — его личностные качества, оказывающие воспитывающее воздействие на своем примере. Общий уровень духовно-нравственной культуры профессорско-преподавательского состава во многом определяет ценностно-нормативную систему, иерархию потребностей, интересов, установок личности студента и в целом создание единого ценностного пространства факультета.
Проблему воспитания в образовательном процессе, развития духовно-нравственной составляющей личности студента на основе традиционных ценностей нельзя назвать дискуссионной, поэтому сложно представить альтернативную точку зрения. Особую актуальность она приобретает в настоящее время в противодействии альтернативным ценностям западного мира, о чем свидетельствуют утвержденные Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Однако внимания проблематике социализации студенчества, роли преподавателя в воспитательном процессе уделяется в научной литературе недостаточно.