Дата публикации: 19.12.2024

Совершенствование методологии правовой науки через междисциплинарные исследования

Аннотация

Целью настоящей статьи является представление новой методологии, которую автор предлагает использовать в науке конституционного права. На примере коренных малочисленных народов демонстрируется, что применение междисциплинарного подхода и методов различных социально-гуманитарных наук в праве позволяет проводить более комплексные исследования, в частности в сфере этнических отношений. Конституционно-правовые явления и нормы рекомендуется интерпретировать и создавать не только с точки зрения права, но и учитывая достижения иных областей социально-гуманитарного знания, равно как и культурные традиции, обычаи, ценности, мировоззрение коренных народов. Использование различных методов в комплексной методологии, которую предлагает автор, обусловлено взаимозависимостью права и других общественных явлений, равно как и комплексным характером многих общественных отношений. В статье автор обращается к формально-юридическому, формально-логическому, лингво-юридическому методам, использует функциональное и проблемное сравнение, а также методы из области философии, истории, этнографии, социальной антропологии, психологии, в том числе метод диалога, наблюдение, кейс-метод, опрос и интервью, герменевтические методы. Сфера этнических отношений в качестве предмета выбрана потому, что государственная политика и правовые решения в ней отличаются несовершенством, многие правовые нормы формулируются без согласия, а иногда и без обсуждения с представителями коренных народов; их ценности, интересы и ожидания не учитываются. Научная значимость статьи заключается в том, что автор делает попытку обогатить конституционную правовую науку более комплексными методами познания. Практическая значимость состоит в возможности применять новую авторскую методологию как в деятельности ученых-юристов, так и в работе органов публичной власти, при этом результаты исследований, проводимых в отношении коренных народов, могут иметь большую глубину и эффективность. Автор подчеркивает, что необходимость таких исследований велика, особенно для правотворческой деятельности.




Право — релятивный, т.е. обусловленный социумом и всеми другими социокультурными явлениями, феномен. Его существование проявляется только вместе с психологическими, культурными, экономическими, политическими и т.п. явлениями. Содержание и формы права исторически и социокультурно контекстуальны, зависят от особенностей конкретного общества и исторической эпохи. Данные тезисы характерны для любой отрасли российского права, но особенно четко они проявляются в тех случаях, когда нормы права регулируют специфичные общественные отношения, например, в этнической сфере. В частности, достаточно сложной, а в связи с этим и медленно развивающейся является сфера правового регулирования общественных отношений с коренными малочисленными народами, которая в системе российского права относится к науке (и соответственно, отрасли) конституционного права. В России коренные малочисленные народы состоялись как конституционно-правовое и политическое явление. Конституция РФ и этническое законодательство гарантируют права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. В российской науке особые права коренных народов получили освещение в основном с двух позиций: политической и юридической, в то время как комплексные, междисциплинарные исследования, полноценно обосновывающие нормы российского права в отношении коренных народов, пока находятся в зачаточном состоянии. Именно поэтому, на наш взгляд, политическое признание коренных народов и принятие специализированных нормативных правовых актов не всегда способны обеспечить реализацию специфических прав аборигенного сообщества, а современное состояние этнического законодательства в России, по словам признанного ученого в сфере индигенного права В.А. Кряжкова, «характеризуется правовой стагнацией и откатом от прежних позиций». Полагаем, что нормы конституционного права, создаваемые государством в отношении коренных народов, должны быть основаны на их особых характеристиках, которые связаны с историческими, биологическими, культурными, психологическими особенностями их существования.

Методология правовой науки в настоящее время в основном включает базовые способы познания исходя из методологии юридического позитивизма; зачастую при изучении регулируемых общественных отношений и создании правовых норм применяется только система общенаучных и специально-юридических подходов, включая формально-юридический (категориальный) анализ правовой действительности; формально-логический, лингво-юридический способы познания. Гораздо реже используются такие методы, как историко-правовой метод, функциональное сравнение и проблемное сравнение, и практически не задействованы методы, характерные для других социально-гуманитарных исследований.

Использование чисто юридических подходов и методов в сфере этнических отношений зачастую приводит к пробельности, неэффективности правовых норм, создает определенные разрывы между нормами, созданными законодателем, и представлениями коренных народов об организации их жизнедеятельности, реализации их прав и интересов в современный период. Очевидно, что системы жизненных ценностей доминирующего большинства в государстве и коренных народов, проживающих дистанцированно, отдаленно, в соответствии с собственным жизненным укладом, культурой и традициями, в некоторой степени различаются, в то же время «голоса» коренных народов не учитываются при формировании государственных стратегий, норм законодательства и социально-экономических программ.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин ; составитель С.Г. Бочаров. Москва : Искусство, 1979. 423 с.
2. Богданова Н.А. Система науки конституционного права : диссертация доктора юридических наук / Н.А. Богданова. Москва, 2001. 334 c.
3. Гладун Е.Ф. Комплексная методология учета мнения коренных малочисленных народов при взаимодействии с органами публичной власти (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) / Е.Ф. Гладун, Г.Ф. Деттер, О.В. Захарова [и др.] // Вестник Тюменского государс
4. Кряжков В.А. Законодательство о коренных малочисленных народах Севера: современное состояние и пути совершенствования / В.А. Кряжков // Современное состояние и пути развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : не
5. Лакост И. Постколониальный вопрос / И. Лакост // Herodote. 2006. № 120. URL: <a href="https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/0704-LACOSTE-RU.pdf" target="_blank">https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/0704-LACOSTE-RU.pdf</a>
6. Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире / В.М. Межуев // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 65–74.
7. Новикова Н.И. На праве земля держится: юридическая антропология как междисциплинарное исследование / Н.И. Новикова // Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии / ответственный редактор и составитель Г.А. Комарова. Москва : ИЭА РАН, 2016. 458 с
8. Честнов И.Л. Антропология как методология постсовременной юрис-пруденции / И.Л. Честнов // Журнал юридической антропологии и конфликтологии. 2022. № 1. С. 21–26.
9. Dussel E. The Underside of Modernity: Apel, Ricoeur, Rorty, Taylor and the Philosophy of Liberation / E. Dussel. Atlantic Highlands, NJ : Humanities Press, 1996. 277 p.

Остальные статьи