Правовое регулирование землепользования в районах речного судоходства во второй половине XIX — начале XX века (на материалах Государственного архива Новгородской области)
Аннотация
В статье характеризуются основные тенденции развития правового регулирования практики землепользования в районах речного судоходства в конце XIX — начале XX в. на примере водных путей Новгородской губернии, входивших в состав Санкт-Петербургского и Вышневолоцкого округов путей сообщения. На основе архивных материалов прослеживается реализация норм Устава путей сообщения, судебная практика по гражданско-правовым искам; характеризуется порядок разрешения вопросов землепользования. В исследовании приводятся примеры официального толкования законодательства, касающегося предоставления населению прав землепользования в районах речного судоходства. Анализ практики разрешения споров по поводу землепользования в прибрежной полосе позволяет сделать вывод о превалировании в исследуемый период административного порядка урегулирования отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2024 |
Страницы | 25-28 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-4-25-28 |
Роль и место России в современном мире в условиях жесткой политической конкуренции зависят от эффективного решения задачи поиска внутренних ресурсов для экономического развития страны. В каждом российском регионе имеется свой потенциал для развития отечественной экономики. Так, для Северо-Запада России важное значение имеет возрождение внутреннего речного транспорта, возобновление речных перевозок, способных обеспечить увеличивающийся из года в год турпоток, междугороднее пассажирское сообщение, масштабные грузоперевозки. В Новгородской области возрождение водной транспортной системы после тридцатилетней стагнации началось в 2023 г. Уже на первой стадии данного процесса выявилась потребность в актуализации правового регулирования внутреннего судоходства с учетом региональных особенностей развития водной транспортной системы. Поскольку тенденция возрождения активной эксплуатации внутренних водных путей актуальна для всей России, обобщение исторического опыта региональной практики обеспечения судоходства представляется важным условием для модернизации соответствующего правового регулирования.
История становления и развития правового регулирования речного судоходства в России неразрывно связана с процессом государственного строительства в силу значения речных коммуникаций в хозяйственной и политической жизни общества. Доминирующее положение в качестве главной артерии в дорожно-транспортной системе России реки сохраняли вплоть до первой половины ХХ в., несмотря на бурное развитие железнодорожного строительства. К этому времени был накоплен опыт нормативного регулирования деятельности внутреннего водного транспорта, включавший регламентацию вопросов коммерческо-правового и технического обеспечения эксплуатации внутренних водных путей.
Системное государственное регулирование в данной сфере началось с издания 20 ноября 1809 г. Высочайшего манифеста «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Однако и во второй половине XIX в. наблюдалось отсутствие устойчивой практики применения законодательства, осложнявшейся наличием многочисленных коллизий и правовых пробелов. Сказывался и фактор низкого уровня правовой грамотности жителей населенных пунктов, оказавшихся в сфере действия соответствующей правовой регламентации. Даже в наше время сохраняется проблема правовой безграмотности населения, не знающего об особом режиме использования территорий возле водных объектов. Зачастую неинформированность населения является следствием вины должностных лиц, ответственных за установление в соответствии с проектной документацией соответствующих знаков.