Правовое регулирование в сфере таксомоторных перевозок: новеллы и перспективы развития
Аннотация
Статья посвящена ретроспективному анализу нормативного правового регулирования отношений в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Рассмотрены законодательные новеллы, действующие с 1 сентября 2023 г., проанализированы принятые в их развитие подзаконные нормативные правовые акты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Авторами выявлены и показаны проблемы, обозначены перспективы правового регулирования отрасли и высказаны конкретные законодательные предложения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2024 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-4-18-21 |
Таксомоторные перевозки, несмотря на развитие услуг кратковременной аренды автомобилей (каршеринг), вхождение в обиход индивидуальных и инновационных средств передвижения (электросамокаты, сигвеи, моноколеса), остаются социально значимым и перспективным на ближайшее будущее сегментом пассажирского автомобильного транспорта, особенно в крупных городах.
В настоящее время остается очень популярным рынок таксомоторных перевозок в столичном регионе, где на конец июня 2024 г. использовалось «более 187 тыс. автомобилей такси, посредством которых в день перевозилось порядка полутора миллионов человек».
С учетом популярности данного вида перевозок ключевое значение приобретает вопрос обеспечения безопасности пассажиров и в целом дорожного движения с их участием, которая напрямую зависит как минимум от двух основных факторов: легальности участников рынка и соблюдения режима труда и отдыха водителей. Рассмотрим каждый подробнее.
Фактор первый. Следует признать, что число «таксистов-нелегалов» сократилось в 2020 г. ввиду пандемии коронавируса (COVID-2019) и снова начало возрастать одновременно с возрождающимся рынком таксомоторных перевозок в 2021 г. Низкое число обращений за официальными разрешениями в отдельных российских регионах вызвано не только дефицитом желающих работать в сфере такси, но и наличием возможности работать в «серой зоне». По данным названного источника, доля нелегального сектора в 2021 г. составляла 16,4%, или 157 млрд руб.
Согласимся с позицией автора, что наличие участников рынка, находящихся вне сферы правового регулирования, наносит ущерб не только экономике (в виде недополученных налогов), но и напрямую влияет на состояние безопасности дорожного движения, поскольку свидетельствует о несоблюдении такими перевозчиками обязательных требований, в первую очередь по прохождению предрейсовых медицинских осмотров и проверке технического состояния автомобилей, выходящих на рейс.