«Код-шеринг» — вид шерингового договора и вопросы квалификации
Аннотация
Шеринговые отношения получили развитие в различных отраслях экономики. Одним из примеров шеринговых отношений в области авиаперевозок является договор «код-шеринг». Код-шеринговые правоотношения широко распространены в мире и успешно применяются авиакомпаниями России. Несмотря на фактически сложившиеся правоотношения, договор код-шеринга не закреплен в Гражданском кодексе РФ. В статье рассматриваются вопросы понятия и правовой природы договора код-шеринга, права и обязанности сторон, вопросы квалификации. Нами сделан вывод о необходимости унифицировать действующие международные и внутренние правовые акты в сфере осуществления совместных перевозок пассажиров и внести изменения в действующий Гражданский кодекс РФ. В настоящий период договор код-шеринга является смешанным договором.
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2024 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-4-14-17 |
Шеринговые правоотношения существуют в различных отраслях экономики. Их развитие благотворно влияет на экономику страны и улучшает качество жизни граждан. Важнейшей отраслью России, в которую активно внедряются шеринговые правоотношения, являются авиаперевозки пассажиров. Ведущие авиакомпании России участвуют в развитии и популяризации шеринговых правоотношений. Две и более авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров по одному авиамаршруту одновременно, что является следствием заключения авиаперевозчиками договора код-шеринга. Актуальность темы исследования подтверждается тем, что договор код-шеринга не упоминается в Гражданском кодексе РФ, но практика его заключения между авиакомпаниями существует. Имеются немногочисленные научные исследования рассматриваемой темы, которые имеют противоположные выводы и не дают однозначного заключения о правовой природе договора код-шеринга. Среди научных исследователей можно выделить С.А. Кмить, Д.С. Федотову. Правовая неопределенность рассматриваемого договора приводит к судебным спорам. Например, судебный спор возник между Межрегиональной ИФНС Москвы и ОАО «Авиакомпания «Россия» по вопросу налогообложения, в котором юридически значимым обстоятельством являлся вопрос правильной квалификации договора код-шеринга. Неправильная квалификация договора код-шеринга привела к необоснованному наложению штрафных санкций на авиакомпанию. Государственные органы, авиакомпании, ученые имеют разные точки зрения на правовую природу договора код-шеринга. Указанное обстоятельство подтверждает актуальность темы исследования.
Договор код-шеринга является сложным юридически обязывающим организационным документом, условия которого, с одной стороны, требуют предварительного согласования авиаперевозчиками, а с другой стороны — утверждения государственным органом в лице Росавиации. Такая последовательность, на наш взгляд, оправдана ввиду общественной значимости договора код-шеринга и подтверждает признание де-факто договора код-шеринга государством. Признание рассматриваемых правоотношений как фактически существующих в обществе должно в итоге привести к появлению в Гражданском кодексе РФ специальных правовых норм.
Каждая авиакомпания имеет свой код, который состоит из двух или трех символов и является отличительным идентификатором. Код присваивается авиакомпании организацией «ИАТА». Коды используются сторонами договора код-шеринга при бронировании, реализации авиабилетов пассажирам. В России используется дополнительная внутренняя система кодирования, которая используется при продажах билетов на внутренние рейсы и может использоваться параллельно с кодами «ИАТА», но является самостоятельной системой. Например, авиакомпания «Победа» имеет код DP (ДР), авиакомпания «Россия» имеет код FV (ФВ), авиакомпания «Аэрофлот» имеет код SU (СУ).