Дата публикации: 19.12.2024

«Код-шеринг» — вид шерингового договора и вопросы квалификации

Аннотация

Шеринговые отношения получили развитие в различных отраслях экономики. Одним из примеров шеринговых отношений в области авиаперевозок является договор «код-шеринг». Код-шеринговые правоотношения широко распространены в мире и успешно применяются авиакомпаниями России. Несмотря на фактически сложившиеся правоотношения, договор код-шеринга не закреплен в Гражданском кодексе РФ. В статье рассматриваются вопросы понятия и правовой природы договора код-шеринга, права и обязанности сторон, вопросы квалификации. Нами сделан вывод о необходимости унифицировать действующие международные и внутренние правовые акты в сфере осуществления совместных перевозок пассажиров и внести изменения в действующий Гражданский кодекс РФ. В настоящий период договор код-шеринга является смешанным договором.




Шеринговые правоотношения существуют в различных отраслях экономики. Их развитие благотворно влияет на экономику страны и улучшает качество жизни граждан. Важнейшей отраслью России, в которую активно внедряются шеринговые правоотношения, являются авиаперевозки пассажиров. Ведущие авиакомпании России участвуют в развитии и популяризации шеринговых правоотношений. Две и более авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров по одному авиамаршруту одновременно, что является следствием заключения авиаперевозчиками договора код-шеринга. Актуальность темы исследования подтверждается тем, что договор код-шеринга не упоминается в Гражданском кодексе РФ, но практика его заключения между авиакомпаниями существует. Имеются немногочисленные научные исследования рассматриваемой темы, которые имеют противоположные выводы и не дают однозначного заключения о правовой природе договора код-шеринга. Среди научных исследователей можно выделить С.А. Кмить, Д.С. Федотову. Правовая неопределенность рассматриваемого договора приводит к судебным спорам. Например, судебный спор возник между Межрегиональной ИФНС Москвы и ОАО «Авиакомпания «Россия» по вопросу налогообложения, в котором юридически значимым обстоятельством являлся вопрос правильной квалификации договора код-шеринга. Неправильная квалификация договора код-шеринга привела к необоснованному наложению штрафных санкций на авиакомпанию. Государственные органы, авиакомпании, ученые имеют разные точки зрения на правовую природу договора код-шеринга. Указанное обстоятельство подтверждает актуальность темы исследования.

Договор код-шеринга является сложным юридически обязывающим организационным документом, условия которого, с одной стороны, требуют предварительного согласования авиаперевозчиками, а с другой стороны — утверждения государственным органом в лице Росавиации. Такая последовательность, на наш взгляд, оправдана ввиду общественной значимости договора код-шеринга и подтверждает признание де-факто договора код-шеринга государством. Признание рассматриваемых правоотношений как фактически существующих в обществе должно в итоге привести к появлению в Гражданском кодексе РФ специальных правовых норм.

Каждая авиакомпания имеет свой код, который состоит из двух или трех символов и является отличительным идентификатором. Код присваивается авиакомпании организацией «ИАТА». Коды используются сторонами договора код-шеринга при бронировании, реализации авиабилетов пассажирам. В России используется дополнительная внутренняя система кодирования, которая используется при продажах билетов на внутренние рейсы и может использоваться параллельно с кодами «ИАТА», но является самостоятельной системой. Например, авиакомпания «Победа» имеет код DP (ДР), авиакомпания «Россия» имеет код FV (ФВ), авиакомпания «Аэрофлот» имеет код SU (СУ).

Список литературы

1. Кмить С.А. Практика совместного использования кодов международными авиаперевозчиками и квалификация договора (соглашения) «код-шеринг» / С.А. Кмить // Право и экономическая деятельность: современные вызовы : монография / Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина, Н.
2. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров / С.Ю. Морозов. Москва : Норма, 2011. 351 с.
3. Федотова Д.С. Договорное регулирование совместной деятельности исполнителей транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа : диссертация кандидата юридических наук / Д.С. Федотова. Ульяновск, 2020. 215 с.

Остальные статьи