Развитие транспорта в условиях экономики природопользования: правовые аспекты
Аннотация
В статье рассмотрены положения Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с позиции экономики природопользования. Автор считает необходимым отказаться от монодисциплинарного подхода при разработке стратегических документов планирования. Выделены сложности в достижении баланса природоохранных целей, задач экономического развития и требований рационального природопользования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2024 |
Страницы | 11-13 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-4-11-13 |
Современный период общественного развития связан с угрозой неконтролируемых климатических изменений, ухудшения окружающей среды и геополитических рисков. Значительное число решений связано с экономикой и внедрением новых технологий. При этом найти баланс экономико-технологических инноваций и решения экологических проблем достаточно сложно. До сих пор однозначных решений найдено не было. Хотя общей тенденцией стало развитие экономики природопользования как новой доктрины взаимодействия общества и природы. Особую значимость новой экономической модели придает не только связь описываемой проблемы с конституционными нормами о правах граждан на благополучную окружающую среду, но и возложение на человечество ответственности перед будущими поколениями. С.А. Боголюбов верно указывает, что «для реализации конституционного статуса граждан перспективными представляются сочетание экологического и культурного компонентов, охрана природной и культурной среды, сокращение конфликтности экологии и экономики». Однако в этом высказывании нет упоминания связи с хозяйственной активностью человека. Потребление природных ресурсов сегодня достигло своего пика, и оснований рассматривать снижение этого потребления нет.
Одной из ключевых проблем современного состояния государственной политики в исследуемой нами сфере является отсутствие комплексного подхода к определению ключевых задач социально-экономического развития страны в рамках экологоориентированного подхода.
В современной науке высказывается идея об особенностях методологии права рационального природопользования, под которой понимается «система методов, приемов, способов, парадигм, основ, принципов исследования правовых средств, реализация которых приводит к обеспечению и повышению устойчивости естественных экологических систем, компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов». Этот методологический подход должен применяться и в отношении иных регуляторных механизмов, определяющих условия осуществления хозяйственной деятельности, затрагивающей окружающую человека среду. В качестве примера, показывающего необходимость использования комплексного подхода к правовому регулированию, может быть использована транспортная отрасль. Речь идет не только и не столько о процессах перевозки грузов или пассажиров. Представляет интерес изучение целостной стратегии развития транспортной системы в стране, так как именно в этой части происходит наиболее значимое воздействие на окружающую среду.