Дата публикации: 19.12.2024

Развитие транспорта в условиях экономики природопользования: правовые аспекты

Аннотация

В статье рассмотрены положения Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с позиции экономики природопользования. Автор считает необходимым отказаться от монодисциплинарного подхода при разработке стратегических документов планирования. Выделены сложности в достижении баланса природоохранных целей, задач экономического развития и требований рационального природопользования.




Современный период общественного развития связан с угрозой неконтролируемых климатических изменений, ухудшения окружающей среды и геополитических рисков. Значительное число решений связано с экономикой и внедрением новых технологий. При этом найти баланс экономико-технологических инноваций и решения экологических проблем достаточно сложно. До сих пор однозначных решений найдено не было. Хотя общей тенденцией стало развитие экономики природопользования как новой доктрины взаимодействия общества и природы. Особую значимость новой экономической модели придает не только связь описываемой проблемы с конституционными нормами о правах граждан на благополучную окружающую среду, но и возложение на человечество ответственности перед будущими поколениями. С.А. Боголюбов верно указывает, что «для реализации конституционного статуса граждан перспективными представляются сочетание экологического и культурного компонентов, охрана природной и культурной среды, сокращение конфликтности экологии и экономики». Однако в этом высказывании нет упоминания связи с хозяйственной активностью человека. Потребление природных ресурсов сегодня достигло своего пика, и оснований рассматривать снижение этого потребления нет.

Одной из ключевых проблем современного состояния государственной политики в исследуемой нами сфере является отсутствие комплексного подхода к определению ключевых задач социально-экономического развития страны в рамках экологоориентированного подхода.

В современной науке высказывается идея об особенностях методологии права рационального природопользования, под которой понимается «система методов, приемов, способов, парадигм, основ, принципов исследования правовых средств, реализация которых приводит к обеспечению и повышению устойчивости естественных экологических систем, компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов». Этот методологический подход должен применяться и в отношении иных регуляторных механизмов, определяющих условия осуществления хозяйственной деятельности, затрагивающей окружающую человека среду. В качестве примера, показывающего необходимость использования комплексного подхода к правовому регулированию, может быть использована транспортная отрасль. Речь идет не только и не столько о процессах перевозки грузов или пассажиров. Представляет интерес изучение целостной стратегии развития транспортной системы в стране, так как именно в этой части происходит наиболее значимое воздействие на окружающую среду.

Список литературы

1. Боголюбов С.А. Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран / С.А. Боголюбов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. № 3. С. 70–83.
2. Васильева М.И. К юридическому определению понятия экологического туризма / М.И. Васильева // Lex Russica (Русский закон). 2020. № 4. С. 34–52.
3. Иванова Д.В. К вопросу о понятии экологического предпринимательства в юридической науке / Д.В. Иванова // Гражданское право. 2021. № 6. С. 36–40.
4. Лунева Е.В. Методологические подходы к исследованию права рационального природопользования / Е.В. Лунева // Журнал российского права. 2021. № 11. С. 163–182.
5. Мохов А.А. Концепция четырех «био» в праве и законодательстве / А.А. Мохов // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 8. С. 146–154.
6. Севастьянов Д.В. Развитие внутреннего туризма и рекреационного природопользования — актуальная социально-экономическая задача Российской Федерации / Д.В. Севастьянов, Е.М. Коростелев, Л.О. Зелюткина // Туризм: право и экономика. 2021. № 2. С. 22–27.

Остальные статьи