Дата публикации: 19.12.2024

Правовые основы регулирования общественных отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств

Аннотация

Целью подготовки статьи стало осмысление новой для российской юридической науки проблемы, связанной c общественными отношениями, возникающими по поводу вовлечения беспилотных автомобилей в процесс дорожного движения в качестве полноправных участников, в том числе с учетом особенностей функционирования транспортной системы мегаполиса. На основе полученных в результате критического осмысления нормативных источников и научных данных представлены предложения по выработке предложений и устранению неоднозначностей, пробелов и коллизий правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе допуска к эксплуатации и безопасного использования беспилотных автомобилей. Анализ действующего российского законодательства и проектов нормативных правовых актов позволил сформулировать и обосновать вывод о бессистемном, не основанном на результатах достижений юридической науки правовом регулировании исследуемых отношений, что послужило основанием для умозаключения о необходимости принятия мер к устранению выявленных пробелов в законодательстве.




Отмечаемое в последние годы чрезвычайно динамичное внедрение высоких технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества очевидно. В транспортной отрасли и логистике их внедрение идет не только быстрыми шагами, но влечет за собой чрезвычайно явные и очевидные для большинства населения результаты. Разработка и внедрение транспортных средств, оснащенных автоматизированной системой вождения, предопределены в первую очередь осознанием инвесторов и производителей таких значимых для экономического развития любого современного государства преимуществ инновационных транспортных средств, как обеспечение за счет их использования существенного снижения транспортных расходов в связи с сокращением фонда оплаты труда водителей, минимизацией затрат на содержание, амортизацию, ремонт и страхование транспортных средств и т.д. Не менее важны и социальные аспекты, поскольку использование высокоавтоматизированного, в том числе беспилотного, транспорта может обеспечить минимизацию рисков транспортной безопасности, вызванных так называемым человеческим фактором». Не в последнюю очередь внедрение инновационных технологий детерминировано ужесточением предъявляемых к транспортным средствам требований по экологическому классу и безопасности. Обмен инновационными технологиями и передовым опытом в этой сфере между отраслями народного хозяйства также способствует ускоренным разработке и внедрению новых достижений науки и техники.

Поскольку развитие технологий беспилотного вождения и повышение автономности автомобильного транспорта за счет использования автоматизированной системы вождения влекут за собой необходимость кардинального изменения принципиальных подходов к построению системы правового регулирования отношений, возникающих в процессе допуска к эксплуатации и использования высокоавтоматизированных транспортных средств. Предметом исследования стали совокупность норм российского и международного права, соотносимые с проблематикой, связанной с эксплуатацией беспилотных автомобилей, правоприменительная практика, научные работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам, имеющим отношение к исследуемым вопросам, был осуществлен выбор и обоснование приемов, способов и алгоритмов решения поставленных задач.

На основе применения сравнительно-правового метода исследован опыт юридического закрепления положений законодательных актов развитых государств, обеспечивающих внедрение и эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств. Верификация средств правового регулирования отношений, связанных с использованием инновационного транспорта, визуализация взятых в динамике процессов нормотворчества, характерных для США, КНР, стран ЕС, позволили сделать выводы относительно степени возможности и целесообразности применения опыта указанных стран в России.

Список литературы

1. Бакалкин С.В. Структура способности будущих офицеров выполнять задачи в «особых условиях» / С.В. Бакалкин, П.Ю. Наумов, В.М. Большакова // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 4. С. 130–139. DOI: 10.20913/2618-7515-2021-4-14.
2. Большакова В.М. Вопросы единовременной выплаты военнослужащим и сотрудникам в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) / В.М. Большакова, А.И. Землин, П.Ю. Наумов // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 38–43. DOI
3. Землин А.И. Опыт правового регулирования и организации обучения и преподавания в Императорском московском инженерном училище: 1896–1913 / А.И. Землин, Ю.И. Петров // Вестник архивиста. 2021. № 1. С. 248–258. DOI: 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258
4. Землин А.И. Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств / А.И. Землин // Журнал российского права. 2022. №12. С. 58–69.
5. Холиков И.В. Основные тенденции уголовно-правового регулирования транспортной деятельности в Китайской Народной Республике / И.В. Холиков, А.И. Землин // Транспортное право и безопасность. 2020. № 2 (34). С. 154–165.

Остальные статьи