Правовые основы регулирования общественных отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств
Аннотация
Целью подготовки статьи стало осмысление новой для российской юридической науки проблемы, связанной c общественными отношениями, возникающими по поводу вовлечения беспилотных автомобилей в процесс дорожного движения в качестве полноправных участников, в том числе с учетом особенностей функционирования транспортной системы мегаполиса. На основе полученных в результате критического осмысления нормативных источников и научных данных представлены предложения по выработке предложений и устранению неоднозначностей, пробелов и коллизий правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе допуска к эксплуатации и безопасного использования беспилотных автомобилей. Анализ действующего российского законодательства и проектов нормативных правовых актов позволил сформулировать и обосновать вывод о бессистемном, не основанном на результатах достижений юридической науки правовом регулировании исследуемых отношений, что послужило основанием для умозаключения о необходимости принятия мер к устранению выявленных пробелов в законодательстве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2024 |
Страницы | 8-10 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-4-8-10 |
Отмечаемое в последние годы чрезвычайно динамичное внедрение высоких технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества очевидно. В транспортной отрасли и логистике их внедрение идет не только быстрыми шагами, но влечет за собой чрезвычайно явные и очевидные для большинства населения результаты. Разработка и внедрение транспортных средств, оснащенных автоматизированной системой вождения, предопределены в первую очередь осознанием инвесторов и производителей таких значимых для экономического развития любого современного государства преимуществ инновационных транспортных средств, как обеспечение за счет их использования существенного снижения транспортных расходов в связи с сокращением фонда оплаты труда водителей, минимизацией затрат на содержание, амортизацию, ремонт и страхование транспортных средств и т.д. Не менее важны и социальные аспекты, поскольку использование высокоавтоматизированного, в том числе беспилотного, транспорта может обеспечить минимизацию рисков транспортной безопасности, вызванных так называемым человеческим фактором». Не в последнюю очередь внедрение инновационных технологий детерминировано ужесточением предъявляемых к транспортным средствам требований по экологическому классу и безопасности. Обмен инновационными технологиями и передовым опытом в этой сфере между отраслями народного хозяйства также способствует ускоренным разработке и внедрению новых достижений науки и техники.
Поскольку развитие технологий беспилотного вождения и повышение автономности автомобильного транспорта за счет использования автоматизированной системы вождения влекут за собой необходимость кардинального изменения принципиальных подходов к построению системы правового регулирования отношений, возникающих в процессе допуска к эксплуатации и использования высокоавтоматизированных транспортных средств. Предметом исследования стали совокупность норм российского и международного права, соотносимые с проблематикой, связанной с эксплуатацией беспилотных автомобилей, правоприменительная практика, научные работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам, имеющим отношение к исследуемым вопросам, был осуществлен выбор и обоснование приемов, способов и алгоритмов решения поставленных задач.
На основе применения сравнительно-правового метода исследован опыт юридического закрепления положений законодательных актов развитых государств, обеспечивающих внедрение и эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств. Верификация средств правового регулирования отношений, связанных с использованием инновационного транспорта, визуализация взятых в динамике процессов нормотворчества, характерных для США, КНР, стран ЕС, позволили сделать выводы относительно степени возможности и целесообразности применения опыта указанных стран в России.