Понятие транспортной организации
Аннотация
В статье рассматривается проблема плюрализма использования и толкования юридических понятий в транспортном праве на примере понятия «транспортная организация». Представлено авторское определение понятия «транспортная организация». Определение сформулировано посредством анализа трех его аспектов: исторического, психологического, логического.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2024 |
Страницы | 4-7 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2024-4-4-7 |
Формирование и развитие понятийного аппарата юридической науки — одна из ключевых задач, стоящая перед научным юридическим сообществом. Некорректные дефиниции неизбежно приводят к ошибкам как в целом в познании (поскольку подобные определения ведут нас в неверное идейное русло), так и, в частности, в нормотворческой, судебной, правоприменительной деятельности.
На настоящий момент транспортное право как комплексная отрасль отечественного законодательства особенно ярко отличается так называемым понятийным плюрализмом, проявляющимся в трех аспектах: в великом множестве синонимов и в отсутствии единого подхода к их пониманию. Размышляя о предмете транспортного права, С.Ю. Морозов приходит к выводу, что к нему относятся общественные отношения между транспортными организациями и их клиентами. Тем не менее на сегодняшний день отсутствует общепризнанный подход к определению понятия «транспортная организация» как на легальном уровне, так и на уровне доктринальной литературы, что ставит под сомнение предмет транспортного права и является существенной проблемой цивилистики.
Значительный вклад в науку по данному вопросу был внесен целым рядом известных отечественных исследователей, таких как М.А. Бажина, М.И. Брагинский, Н.А. Бутакова, В.В. Витрянский, А.Г. Калпин, С.Ю. Морозов, Д.С. Федотова, А.И. Хаснутдинов, и некоторыми другими. Обозначенная проблема послужила поводом для написания настоящей статьи, в рамках которой надлежит сформулировать авторскую дефиницию понятия «транспортная организация». Для достижения поставленной задачи необходимо проанализировать три аспекта исследуемого понятия: исторический, психологический, логический.
Историко-правовой аспект источников транспортного права практически не исследуется другими авторами. На наш взгляд, его рассмотрение необходимо, поскольку прогресс возможен во многом благодаря именно богатому наследию прошлого. Платон указывал: «Народ, не знающий или забывающий свое прошлое, не имеет будущего».
Эпоха императорской России не представила своего определения транспортной организации. В целом многие из организаций, действовавших в тот период, отождествлялись с «торговым предприятием», о сущности которого подробно рассуждал Г.Ф. Шершеневич.