Дата публикации: 19.12.2024

Понятие транспортной организации

Аннотация

В статье рассматривается проблема плюрализма использования и толкования юридических понятий в транспортном праве на примере понятия «транспортная организация». Представлено авторское определение понятия «транспортная организация». Определение сформулировано посредством анализа трех его аспектов: исторического, психологического, логического.




Формирование и развитие понятийного аппарата юридической науки — одна из ключевых задач, стоящая перед научным юридическим сообществом. Некорректные дефиниции неизбежно приводят к ошибкам как в целом в познании (поскольку подобные определения ведут нас в неверное идейное русло), так и, в частности, в нормотворческой, судебной, правоприменительной деятельности.

На настоящий момент транспортное право как комплексная отрасль отечественного законодательства особенно ярко отличается так называемым понятийным плюрализмом, проявляющимся в трех аспектах: в великом множестве синонимов и в отсутствии единого подхода к их пониманию. Размышляя о предмете транспортного права, С.Ю. Морозов приходит к выводу, что к нему относятся общественные отношения между транспортными организациями и их клиентами. Тем не менее на сегодняшний день отсутствует общепризнанный подход к определению понятия «транспортная организация» как на легальном уровне, так и на уровне доктринальной литературы, что ставит под сомнение предмет транспортного права и является существенной проблемой цивилистики.

Значительный вклад в науку по данному вопросу был внесен целым рядом известных отечественных исследователей, таких как М.А. Бажина, М.И. Брагинский, Н.А. Бутакова, В.В. Витрянский, А.Г. Калпин, С.Ю. Морозов, Д.С. Федотова, А.И. Хаснутдинов, и некоторыми другими. Обозначенная проблема послужила поводом для написания настоящей статьи, в рамках которой надлежит сформулировать авторскую дефиницию понятия «транспортная организация». Для достижения поставленной задачи необходимо проанализировать три аспекта исследуемого понятия: исторический, психологический, логический.

Историко-правовой аспект источников транспортного права практически не исследуется другими авторами. На наш взгляд, его рассмотрение необходимо, поскольку прогресс возможен во многом благодаря именно богатому наследию прошлого. Платон указывал: «Народ, не знающий или забывающий свое прошлое, не имеет будущего».

Эпоха императорской России не представила своего определения транспортной организации. В целом многие из организаций, действовавших в тот период, отождествлялись с «торговым предприятием», о сущности которого подробно рассуждал Г.Ф. Шершеневич.

Список литературы

1. Бажина М.А. Понятийный аппарат транспортного права Российской Федерации : диссертация доктора юридических наук / М.А. Бажина. Екатеринбург, 2022. 401 с.
2. Брагинский М.И. Договорное право. В 5 книгах. Кн. 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 5-е изд., стереотип. Москва : Статут, 2011. 908 с.
3. Климов И.П. Источники транспортного права в Советском государстве (октябрь 1917 г. — 1920 г.) / И.П. Климов // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4 (77). С. 11–18.
4. Морозов С.Ю. Транспортное право : учебник для вузов / С.Ю. Морозов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 305 с.
5. Федотова Д.С. Договорное регулирование совместной деятельности исполнителей транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа : диссертация кандидата юридических наук / Д.С. Федотова. Ульяновск, 2020. 215 с.
6. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права : учебник для вузов / Г.Ф. Шершеневич ; составитель В.А. Белов. Москва : Юрайт, 2023. 303 с.

Остальные статьи