Поступления денежных средств политическим партиям России в 2023 г.
Аннотация
В статье анализируется структура поступлений денежных средств политическим партиям России за 2023 г. Двумя основными источниками финансирования политических партий за этот период стали средства федерального бюджета и пожертвования, а иные источники не сыграли существенной роли. Получателями государственного финансирования являлись пять политических партий, представленных отдельными фракциями в Государственной Думе, из них для четырех данный источник являлся основным. Делается вывод, что объем поступлений денежных средств служит косвенным показателем жизнеспособности политической партии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 04/2024 |
Страницы | 14-21 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-4-14-21 |
Актуальность изучения источников финансирования политических партий обусловлена тем, что в современных условиях профессионализации партийной деятельности в целом и ведения избирательных кампаний в частности без наличия финансовых ресурсов становится практически невозможно добиться результатов на выборах общенационального, регионального, а зачастую и местного масштабов, построить и поддерживать в рабочем состоянии эффективно функционирующую партийную машину, которая, помимо собственно электоральной деятельности, должна располагать организационными структурами в регионах, предоставлять огромное количество отчетных документов. Нередко даже на те виды деятельности, которые ранее выполнялись на безвозмездной основе членами и сторонниками партии, такие, как распространение печатной продукции, осуществление непосредственных контактов с избирателями, в настоящее время становится необходимым привлечение оплачиваемых агитаторов. Данная ситуация характерна не только для России, но и для мира в целом. В этих условиях залогом обеспечения полноценной работы политической партии (электоральной и внеэлекторальной) становится наличие у нее финансовых ресурсов.
Источники партийного финансирования по своему характеру разделяются на самофинансирование, частное финансирование и государственное финансирование. К самофинансированию относятся вступительные и членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности, выплаты по договорам, включая займы, поступления от партийных мероприятий. Частное (пожертвования физических и юридических лиц) и государственное финансирование относятся к внешнему финансированию. Поступления политическим партиям могут осуществляться в виде денежных средств и в виде иного имущества.
Целью настоящей статьи является анализ структуры поступлений денежных средств политических партий России в 2023 г. Ввиду того, что поступления иного имущества (т.е. не в виде денежных средств) традиционно составляют незначительную долю поступлений российских партий, а также ввиду ограниченности объема статьи предметом анализа настоящего исследования являются поступления политическим партиям только в виде денежных средств. Основными источниками анализа выступают сводные финансовые отчеты политических партий (далее – СФО), размещенные на официальном сайте ЦИК России. Данная статья является продолжением серии продолжаемых исследований проблем финансирования российских политических партий. Исследование опирается на диалектический и сравнительный методы. Методологической основой выступают работы С.Е. Заславского, М.М. Какителашвили, Ю.Г. Коргунюка, Г.Н. Митина.
За 2023 г. СФО представили 25 политических партий. В зависимости от объема поступлений данные политические партии в рамках настоящего исследования условно разделены на группы. Первую группу составили партии с наиболее крупными поступлениями – свыше 500 млн рублей, вторую – от 100 до 500 млн рублей, третью – от 50 до 100 млн рублей, четвертую – от 1 до 10 млн рублей, пятую – менее 1 млн рублей, шестую – политические партии, не имевшие поступлений за отчетный период.
На основе анализа приведенных в них данных за рассматриваемый период ситуация с финансированием политических партий выглядит следующим образом.