Антидемпинговые пошлины
Аннотация
В научной и правовой литературе распространено определение демпинга как искусственного занижения цены на товары, работы и услуги. Забегая вперед, нужно уточнить распространенное определение, указав, что демпинг является умышленным занижением стоимости товара. Демпинг приносит пользу лицу, прибегнувшему к демпингу, но с точки зрения мировой экономики демпинг считается недобросовестным поведением лица и даже противоправным. Демпинг — это не просто единичное действие, это целая ценовая политика, направленная на подавление конкурента или на проникновение и дальнейшее укрепление субъекта в определенном сегменте рынка. С переходом к рыночным отношениям субъекты экономической деятельности овладели новыми добросовестными и недобросовестными инструментами ведения товарооборота. Одним из способов защиты конкуренции выступает применение антидемпинговых пошлин. Актуальность исследования антидемпинговых мер, применяемых во внешней и внутренней экономике, заключается в необходимости провести анализ механизма применения антидемпинговых пошлин и подготовить предложения по усовершенствованию антидемпингового законодательства. Проведенное исследование показывает, что ключевым критерием для использования антидемпинговой пошлины является страна происхождения товаров, а на примере, взятом из судебной практики, видно, что необходимо совершенствовать механизм сертификации в стране-импортере, чтобы избежать избыточных затрат на оплату пошлин.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 04/2024 |
Страницы | 36-38 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2024-4-36-38 |
С 1990-х годов до настоящего времени субъекты экономической деятельности в условиях активной конкуренции стремятся к определенным преимуществам, которые могут быть приобретены законно и незаконно, добросовестно и недобросовестно. В условиях рынка члены экономического сообщества стали практиковать недобросовестный способ получения конкурентного преимущества, называемый «демпингом», сущность которого заключается в умышленном чрезмерном занижении цен на товар с целью входа в экономический сегмент рынка или с целью вытеснения конкурентов с рынка.
Объем производства в стране зависит от ассортимента товаров и ценовых показателей товаров, ввозимых в страны — участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Искусственное снижение цен на произведенные за рубежом и реализуемые на отечественном рынке товары вызывает негативную оценку, так как российский потребитель ориентирует спрос на иностранные товары. Государственные органы противостоят возникающему демпингу, который в значительной мере подрывает российскую экономику.
В законодательстве закреплены определенные правовые нормы, которые регулируют механизм защиты от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров. В качестве одного из действенных и эффективных инструментов выступает антидемпинговая пошлина, законодательное определение которой было дано Федеральным законом № 165-ФЗ. Согласно законодательному установлению антидемпинговая пошлина — это пошлина, применяемая при введении антидемпинговой меры и взимаемая таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины.
Таможенный или иной орган государственной власти не имеет права произвольно вводить антидемпинговую пошлину, поэтому необходимо проведение расследования, которое может занимать срок от шести до двенадцати месяцев. Производитель или антимонопольный комитет полномочны инициировать антидемпинговое расследование для определения обоснования применения антидемпинговой пошлины в каждом конкретном случае.
Субъектом антидемпингового расследования устанавливаются не только собственно наличие характеризующегося демпингом импорта, но и объемы товара, а также предполагаемый ущерб от демпингового импорта.