Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
Аннотация
Эффективный финансовый контроль является необходимым инструментом для обеспечения качественного и доступного образования, соблюдения прав граждан в сфере образования. Автором рассматриваются виды и направления финансового контроля в сфере образования, способствующие обеспечению надлежащего финансирования образовательных организаций. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств образовательными организациями является обязательным и должен осуществляться на постоянной основе, что обусловлено необходимостью практической реализации социальной функции финансового права. Анализируется роль Счетной палаты РФ как главного органа финансового контроля за расходованием бюджетных средств ведущих вузов страны. Делается вывод о необходимости регламентации осуществления финансового контроля в сфере образования на законодательном уровне.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 04/2024 |
Страницы | 31-35 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2024-4-31-35 |
Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право каждого на образование выступает важнейшим фактором культурного развития личности, формирования гражданского общества, экономической мощи и независимости государства, является своего рода «фундаментом» национальной безопасности. Образование обеспечивает каждому получение знаний, умений, навыков, развитие творческих способностей, гарантирует эффективное функционирование государственных и общественных институтов, обеспечение национальной безопасности, утверждает стабильность в обществе и способствует развитию демократического социального правового государства.
Ключевую роль в обеспечении качественного образования играет финансирование образовательных учреждений. В современном мире расходы на образование занимают одну из основных позиций в оценке социального благополучия общества, являются отражением приоритетов, которые государство и общество устанавливают для будущего своих граждан, инвестируя в их знания и умения. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование (Global Education Expenditure), формируемый на основе данных о совокупном объеме государственных и частных инвестиций в образование, выражаемом в процентах от валового внутреннего продукта страны, поставил Россию на 84-е место из 183 оцениваемых стран с показателем 14,3%.
Следует отметить, что значительная часть бремени расходов на образование ложится на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, т.е. осуществляются такие расходы преимущественно за счет средств региональных и местных бюджетов, что в полной мере отражает распределение полномочий в сфере образования, закрепленное в ст. 6–9 Закона об образовании.
Для обеспечения должного финансирования образовательных организаций существует финансовый контроль, посредством которого контрольные органы получают возможность не только осуществлять мониторинг текущей финансовой ситуации в образовательной сфере, но и выявлять резервы для оптимизации расходов и повышения качества образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует более эффективному распределению финансовых ресурсов и их целевому использованию.
Законодательство Российской Федерации, в частности бюджетное, регламентируя основы финансового контроля, не дает легального толкования понятия «финансовый контроль», что обуславливает наличие в доктринальных источниках различных дефиниций, суть которых сводится к пониманию финансового контроля как деятельности по проверке соблюдения финансового законодательства в целях устранения обнаруженных нарушений либо их предотвращения и предупреждения.