Этико-правовые аспекты неисполнения обязательств в предпринимательской деятельности
Аннотация
В статье рассматриваются юридические последствия исполнения и неисполнения норм этики и права при ведении предпринимательской деятельности. Авторами предложена классификация причин неисполнения обязательств, выявлена следственная связь между наиболее распространенными причинами неисполнения договорных обязательств и юридически-репутационными последствиями. По итогам работы делается вывод об этико-правовых обязанностях предпринимателей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 04/2024 |
Страницы | 2-10 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2024-4-2-10 |
Предпринимательская деятельность является важной составляющей экономики Российской Федерации, однако этическая составляющая правового регулирования данной отрасли права, имеющая большое значение как для бизнеса, так и общества в целом, не исследована еще в полной мере. Наиболее важным пороком, имеющим неблагоприятные последствия, представляется неисполнение обязательств, которое может привести к ущербу для всех заинтересованных сторон, включая клиентов, партнеров, поставщиков, конкурентов и общественность в целом.
Как известно, ключевой целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, однако такая цель является трудно достижимой или вовсе немыслимой в случае отказа от следования этическим стандартам, проявлением которых выступает как своевременное и надлежащее исполнение взятых на себя обязательств каждым отдельным субъектом предпринимательской деятельности, так и уважение своих клиентов и контрагентов, выраженное в ориентации на их интересы и построении взаимоотношений на принципах добросовестности. Неисполнение обязательств может привести к потере доверия со стороны клиентов и партнеров, что приводит к претензиям, полноценным судебным разбирательствам и, как итог, сказывается на репутации компании, ее финансовых показателях в долгосрочной перспективе.
Соблюдение этических принципов в предпринимательской деятельности представляет собой соблюдение комплекса правил, выражающихся в надлежащем и своевременном исполнении обязательств, а также проявлении открытости и добросовестности при взаимодействии при переговорах со своими контрагентами и партнерами. В противном случае компания не сможет полноценно развиваться и осуществлять свою деятельность.
На данный момент можно выделить два наиболее распространенных подхода в применении принципов этики в предпринимательских отношениях, сформулированных в философии европейский этики и философии восточной этики. Современные российские предпринимательские отношения строятся в соответствии с первым подходом, которому свойственны такие отличительные черты, как дисциплинированность, пунктуальность, склонность к порядку, экономичность, неприемлемость личностно-ориентированных вопросов, целеустремленность, прямолинейность и инициативность.
По причине широкого спектра качеств и требований, предъявляемых к российским предпринимателям, проблематика неисполнения договорных обязательств имеет весьма широкий перечень правовых последствий: от гражданско-правовой (ст. 401 ГК РФ) до уголовной ответственности (ч. 5–7 ст. 159 УК РФ).