Банковские инициативы объединения БРИКС
Аннотация
Настоящий уровень развития характеризуется углублением банковской интеграции в объединении БРИКС, несмотря на имеющееся санкционное давление в отношении его некоторых стран. Так, работает Национальный банк развития, в стадии первичной реализации находятся создание трансграничной платежной системы и взаимное признание кредитных рейтингов. Вместе с тем необходимость реализации банковских проектов БРИКС стимулирует отечественного законодателя и регулятора к скорейшему построению собственной банковской инфраструктуры и вовлечению иностранного капитала в национальную банковскую систему.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 04/2024 |
Страницы | 69-77 |
УДК | 346 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2024-4-69-77 |
Создание новой банковской конфигурации БРИКС предполагает учреждение Нового банка развития, построение в рамках объединения системы межбанковских финансовых коммуникаций (альтернативной SWIFT), а также продвижение инициативы взаимного признания кредитных рейтингов.
Реализация этих проектов происходит асинхронно, однако отдельные механизмы уже находятся в стадии апробации.
Первое успешное институциональное начинание стран БРИКС — создание Нового банка развития (НБР). Правовой импульс к реализации оно получило при заключении в г. Форталеза 15 июля 2014 г. «Соглашения о Новом банке развития». Помимо стран — основателей объединения участниками НБР являются Бангладеш, Объединенные Арабские Эмираты и Египет, потенциальный член — Уругвай. С момента начала работы по 2023 г. НБР выдал 33 млрд долларов США на реализацию 96 проектов в пяти странах БРИКС. При этом наряду с очевидно значимой ролью НБР для участников объединения следует указать и на определенные фактические ограничения масштабов его деятельности. Так, тесная интегрированность стран БРИКС в американоцентричную систему расчетов привела к тому, что НБР также осуществляет расчеты в долларах США. Кроме этого, НБР в настоящее время не участвует в проектах Российской Федерации, опасаясь вторичных санкций США, правовой основой которых является принятый 2 августа 2017 г. Акт «О противодействии противникам США посредством введения санкций» (далее — CAATSA). CAATSA распространяет свое действие в том числе в отношении лиц, не являющихся гражданами США. Таким образом, CAATSA имеет экстерриториальную юрисдикцию и может быть применим против компаний и физических лиц во всем мире. Соответственно, вторичные санкции грозят определенными последствиями любым партнерам российских подсанкционных лиц, осуществляющим в их интересах существенные финансовые транзакции или содействующим им. Штрафы за нарушение CAATSA весьма значительны и могут достигать 250 000 долларов за одно нарушение. За умышленное нарушение CAATSA предусматривается уголовное наказание и штраф до 1 млн долларов.
Отметим, что к настоящему времени в США уже сложилась тенденция к расширению оснований экстерриториальной юрисдикции, что проявляется в ориентировании реализации их законодательных, судебных, исполнительных полномочий в отношении других государств. В связи с этим юристы растолковали CAATSA весьма консервативным образом: то, что было запрещено изначально лишь США, теперь запрещено и всем другим странам. В зоне риска оказались инвесторы, которые не просто буквально следуют этому закону, но даже и перестраховываются. В настоящее время показателен пример, казалось бы, отдаленного от США партнера, но вызвавший резонанс в обществе. Два видных сенатора США в октябре 2021 г. попросили президента Джо Байдена не применять ряд положений CAATSA против Индии за приобретение ею в 2018 г. российской зенитно-ракетной системы С-400.