Правовые механизмы предотвращения дискриминации в сфере потребительского кредитования при использовании искусственного интеллекта
Аннотация
Статья посвящена анализу правовых механизмов предотвращения дискриминации в сфере потребительского кредитования при использовании искусственного интеллекта. Автор анализирует причины ее возникновения при использовании технологии искусственного интеллекта в финансовом секторе. Особое внимание уделяется мерам по противодействию дискриминации, таким как обеспечение достоверности данных, используемых для обучения искусственного интеллекта, обеспечение объяснимости механизма принятия решений искусственным интеллектом, а также необходимости сохранения роли человека в принятии окончательного решения о выдаче кредита. Автор приходит к выводу, что для предотвращения дискриминации при использовании искусственного интеллекта в сфере потребительского кредитования необходима совместная работа государства и финансовых учреждений по обеспечению этичного и ответственного использования данной технологии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 04/2024 |
Страницы | 36-43 |
УДК | 347.4 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2024-4-36-43 |
Введение
Кредитный скоринг является важным инструментом для оценки кредитоспособности заемщика и принятия решений о предоставлении кредита. Он позволяет банкам и другим финансовым учреждениям оценить риски, связанные с предоставлением кредита, и определить вероятность того, что заемщик вернет долги вовремя.
Однако проверка кредитоспособности заемщика исключительно человеком может занимать дни и недели. При этом расходы финансового учреждения могут быть высоки, а роль несовершенства человеческого фактора оставаться.
В этих условиях на помощь могут прийти новые технологии, такие как искусственный интеллект (далее в тексте — ИИ). В данной работе под ИИ будет пониматься автоматическая система, которая на основе полученных данных делает вывод о выдаче или отказе в кредите.
Благодаря своей способности работы с большим объемом данных она позволяет банкам и иным финансовым учреждениям в кратчайшие сроки: 1) проводить сбор и обработку информации о клиентах; 2) анализировать их поведение; 3) проводить ранжирование на предмет возможных злоупотреблений; 4) оценивать потенциальные возможности клиентов по пользованию банковскими продуктами; 5) снижать издержки, связанные с несовершенством оценок человеческого фактора.