Конституционное регулирование государственно-конфессиональных отношений в контексте общественного развития: история и современность
Аннотация
На основе анализа текстов учредительных документов в статье выделены три модели конституционного правового регулирования государственно-конфессиональных отношений и тенденции их закрепления на разных этапах общественного развития. Сделан вывод о том, что если в конституциях третьего поколения в основном закрепляются отдельные признаки светского государства, то сегодня страны стремятся четко фиксировать роль и место религии в публичном пространстве. Предлагается четко определять категорию светского государства в законодательстве и правоприменительной практике, а также разработать механизм борьбы с проявлениями религиозного радикализма.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2024 |
Страницы | 42-46 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-12-42-46 |
Введение. В современном меняющемся обществе происходит переосмысление места и роли религии, что находит свое отражение в конституционных текстах. Но фиксируемые нормы не появляются спонтанно, а являются продуктом социального развития. «На предмет и характер конституционного регулирования определенное влияние оказывает уровень общественного сознания». Иначе конституция утрачивает свою связь с обществом и рискует стать фиктивной.
В Российской Федерации в 2020 г. прошла крупная конституционная реформа, в ходе которой вновь был поднят вопрос о конфигурации государственно-конфессиональных отношений в стране. В обновленном тексте Конституции 1993 г. появилась ст. 67.1, закрепившая ряд конституционных ценностей, в частности, исторически сложившееся государственное единство, которое основано на тысячелетней истории, памяти предков, вере в Бога и т.д. В дальнейшем эти новые положения должны найти свое развитие в отраслевом законодательстве. Для этого важно понимать динамику конституционного развития не только в России, но и в зарубежных странах с целью учета их положительного опыта.
Современные исследователи выделяют четыре поколения конституций, соответствующих отдельным этапам общественного развития. Это конституции: первого или старого поколения (до Первой мировой войны); второго поколения или межвоенного двадцатилетия (между Первой и Второй мировыми войнами); третьего поколения (после Второй мировой войны вплоть до последнего десятилетия 20-го в.); современного (четвертого) поколения — новейшего времени (последнее десятилетие 20-го — начало 21-го в.).
В настоящей статье предлагается сравнить тенденции развития доктрины конституционного права в сфере государственно-конфессиональных отношений и моделей их конституционно-правового закрепления в рамках двух последних из вышеуказанных этапов — третьего поколения и современного. Такой анализ позволит выявить направления конституционного развития и послужит основой совершенствования отраслевого российского законодательства в сфере взаимодействия религиозных объединений и государства.
Тенденции развития конституционно-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в период с 1945 по 1989 г. Обращаясь к практике конституционно-правового регулирования с 1945 по 1989 г., можно отметить, что в принятых в обозначенный период и действующих до сих пор 74 конституциях находит свое закрепление регулирование государственно-конфессиональных отношений. В 9 учредительных документах прямо закреплено, что государства являются светскими. Например, во Франции или Бангладеше. В Конституции Камеруна 1972 г. в ч. 2 ст. 1 закреплено, что республика должна быть светской; а согласно ст. 2 Конституции Турции 1982 г. это демократическое, светское и социальное правовое государство.