Дата публикации: 19.12.2024

Конституционное регулирование государственно-конфессиональных отношений в контексте общественного развития: история и современность

Аннотация

На основе анализа текстов учредительных документов в статье выделены три модели конституционного правового регулирования государственно-конфессиональных отношений и тенденции их закрепления на разных этапах общественного развития. Сделан вывод о том, что если в конституциях третьего поколения в основном закрепляются отдельные признаки светского государства, то сегодня страны стремятся четко фиксировать роль и место религии в публичном пространстве. Предлагается четко определять категорию светского государства в законодательстве и правоприменительной практике, а также разработать механизм борьбы с проявлениями религиозного радикализма.




Введение. В современном меняющемся обществе происходит переосмысление места и роли религии, что находит свое отражение в конституционных текстах. Но фиксируемые нормы не появляются спонтанно, а являются продуктом социального развития. «На предмет и характер конституционного регулирования определенное влияние оказывает уровень общественного сознания». Иначе конституция утрачивает свою связь с обществом и рискует стать фиктивной.

В Российской Федерации в 2020 г. прошла крупная конституционная реформа, в ходе которой вновь был поднят вопрос о конфигурации государственно-конфессиональных отношений в стране. В обновленном тексте Конституции 1993 г. появилась ст. 67.1, закрепившая ряд конституционных ценностей, в частности, исторически сложившееся государственное единство, которое основано на тысячелетней истории, памяти предков, вере в Бога и т.д. В дальнейшем эти новые положения должны найти свое развитие в отраслевом законодательстве. Для этого важно понимать динамику конституционного развития не только в России, но и в зарубежных странах с целью учета их положительного опыта.

Современные исследователи выделяют четыре поколения конституций, соответствующих отдельным этапам общественного развития. Это конституции: первого или старого поколения (до Первой мировой войны); второго поколения или межвоенного двадцатилетия (между Первой и Второй мировыми войнами); третьего поколения (после Второй мировой войны вплоть до последнего десятилетия 20-го в.); современного (четвертого) поколения — новейшего времени (последнее десятилетие 20-го — начало 21-го в.).

В настоящей статье предлагается сравнить тенденции развития доктрины конституционного права в сфере государственно-конфессиональных отношений и моделей их конституционно-правового закрепления в рамках двух последних из вышеуказанных этапов — третьего поколения и современного. Такой анализ позволит выявить направления конституционного развития и послужит основой совершенствования отраслевого российского законодательства в сфере взаимодействия религиозных объединений и государства.

Тенденции развития конституционно-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в период с 1945 по 1989 г. Обращаясь к практике конституционно-правового регулирования с 1945 по 1989 г., можно отметить, что в принятых в обозначенный период и действующих до сих пор 74 конституциях находит свое закрепление регулирование государственно-конфессиональных отношений. В 9 учредительных документах прямо закреплено, что государства являются светскими. Например, во Франции или Бангладеше. В Конституции Камеруна 1972 г. в ч. 2 ст. 1 закреплено, что республика должна быть светской; а согласно ст. 2 Конституции Турции 1982 г. это демократическое, светское и социальное правовое государство.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. Москва : РЮИД, 2000. 528 с.
2. Из истории создания Конституции Российской Федерации: конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993). В 6 томах. Т. 3, кн. 2. Июль — декабрь 1992 года / под общей редакцией О. Г. Румянцева. Москва : Волтерс Клувер, 2008. 1039 с.
3. Конюхова (Умнова) И.А. Конституции нового поколения: состояние и перспективы развития / И.А. Конюхова (Умнова) // Современное конституционное право : сборник научных трудов / ответственный редактор Е.В. Алферова. Москва : ИНИОН, 2010. С. 29–52.
4. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И.В. Понкин. Москва : Про-Пресс, 2003. 416 с.
5. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность / Ю.И. Стецовский. Москва : Дело, 2000. 720 с.
6. Филина Н.В. Понятие и признаки светского государства / Н.В. Филина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 1 (1). С. 62–66.
7. Bader, V. Post-Secularism or Liberal-Democratic Constitutionalism? / V. Bader // Erasmus Law Review. 2012. Vol. 5. Iss. 1. P. 5–26.
8. Durham, W.C. Jr. Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections / W.C. Durham Jr. // Universal Rights in a World of Diversity. Plenary Session. 17th: 2011: Vatican City (29 April — 3 May 2011). Pontificia Accademia delle scienze sociali
9. Georgina, C. The Challenge of Defining the Secular / C. Georgina, R. Barker // Laws. 2024. Vol. 13. Iss. 3. P. 28. URL: <a href="https://doi.org/10.3390/laws13030028." target="_blank">https://doi.org/10.3390/laws13030028.</a>
10. Kuru, A.T. Passive and Assertive Secularism: Historical Conditions, Ideological Struggles, and State Policies toward Religion / A.T. Kuru // World Politics. 2007. Vol. 59. P. 568–594.
11. Sajó, A. Preliminariesto a concept of constitutionalsecularism / A. Sajó // International Journal of Constitutional Law. 2008. Vol. 6. P. 605–629.

Остальные статьи