Политические партии и народное доверие
Аннотация
Партийно-политическая форма — одна из наиболее эффективных, чтобы обеспечить доверие публичной власти и гражданского общества. Следует учитывать, что демократический режим обеспечивает не сама по себе многопартийность, но периодическая сменяемость правящих и оппозиционных партий. Если одни и те же политические партии в ходе каждой из избирательных кампаний демонстрируют примерно одну и ту же диспозицию электоральных предпочтений — политическую систему с неизбежностью ожидают стагнация, консерватизм и недостаточные стимулы к активизации социально-экономического развития страны.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2024 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-12-18-21 |
Партийное строительство и партийная форма конституционной демократии в государственно-правовой истории России, пожалуй, наиболее специфическая сфера обеспечения мандата народного доверия по сравнению с подавляющим большинством зарубежных стран, которые изначально основывали демократическую форму правления главным образом на принципах многопартийности и мирного соперничества политических партий. Государственно-правовая история России складывалась принципиально иным образом: конституционно-правовая мысль (не говоря об оппозиционных политических организациях, которые объявлялись вне закона) в царской России формировалась как диссидентская, противоречащая основному курсу самодержавия и полноты власти монарха.
Современные условия России в целом иные. Политические партии наличествуют в совокупности, являются легальными, конституционно признаваемыми и законодательно гарантируемыми. Это не означает, что любая оппозиционная политическая деятельность юридически допустима: в частности, правомерно объявляются незаконными террористические и экстремистские организации, запрещаются пропаганда и агитация ненависти и вражды, призывы к нарушению территориальной целостности страны и т.п. Однако один лишь факт, что в парламенте устойчиво, на протяжении всего периода времени после начала демократических преобразований в СССР имеются фракции от различных политических партий, неоспоримо свидетельствует о признании многопартийности и политического плюрализма, следовательно, допустимости разграничения «правящих» и легальных «оппозиционных» партий.
В юридической науке следует, на наш взгляд, разграничивать понятия «политическая оппозиция», «легальная политическая оппозиция» и «партийно-фракционная политическая оппозиция». Наиболее широкая из этих трех категорий — «политическая оппозиция»: она может быть легальной и нелегальной. В свою очередь, легальная оппозиция может иметь или не иметь партийно-фракционную форму. С точки зрения конституционного регулирования общественных отношений, полагаем наиболее желательной именно партийно-фракционную форму политической оппозиции, что, однако, не исключает юридическую возможность существования в стране политических партий, которые потерпели поражение в ходе очередных выборов и не получили какого-либо представительства в органах государственной власти и местного самоуправления, но осуществляют политическую деятельность самостоятельно, без постоянной взаимосвязи с деятельностью органов публичной власти, рассчитывая лишь на успешную избирательную кампанию в будущем.
Термин «легальная оппозиция» в данном контексте не следует понимать как имманентно критическую позицию альтернативных партий и фракций в отношении безоговорочно всей политики, которую осуществляет правящая партия. Партия может считаться правящей в масштабе Российской Федерации, если она имеет прежде всего мажоритарное большинство мандатов в Государственной Думе. Данный фактор, однако, не является единственным: важное значение имеют также результаты выборов в органы государственной власти субъектов РФ, поскольку это оказывает решающее воздействие на политический состав Совета Федерации (хотя данная палата Федерального Собрания позиционируется конституционным законодателем как внепартийная и внефракционная).