Дата публикации: 19.12.2024

Политические партии и народное доверие

Аннотация

Партийно-политическая форма — одна из наиболее эффективных, чтобы обеспечить доверие публичной власти и гражданского общества. Следует учитывать, что демократический режим обеспечивает не сама по себе многопартийность, но периодическая сменяемость правящих и оппозиционных партий. Если одни и те же политические партии в ходе каждой из избирательных кампаний демонстрируют примерно одну и ту же диспозицию электоральных предпочтений — политическую систему с неизбежностью ожидают стагнация, консерватизм и недостаточные стимулы к активизации социально-экономического развития страны.




Партийное строительство и партийная форма конституционной демократии в государственно-правовой истории России, пожалуй, наиболее специфическая сфера обеспечения мандата народного доверия по сравнению с подавляющим большинством зарубежных стран, которые изначально основывали демократическую форму правления главным образом на принципах многопартийности и мирного соперничества политических партий. Государственно-правовая история России складывалась принципиально иным образом: конституционно-правовая мысль (не говоря об оппозиционных политических организациях, которые объявлялись вне закона) в царской России формировалась как диссидентская, противоречащая основному курсу самодержавия и полноты власти монарха.

Современные условия России в целом иные. Политические партии наличествуют в совокупности, являются легальными, конституционно признаваемыми и законодательно гарантируемыми. Это не означает, что любая оппозиционная политическая деятельность юридически допустима: в частности, правомерно объявляются незаконными террористические и экстремистские организации, запрещаются пропаганда и агитация ненависти и вражды, призывы к нарушению территориальной целостности страны и т.п. Однако один лишь факт, что в парламенте устойчиво, на протяжении всего периода времени после начала демократических преобразований в СССР имеются фракции от различных политических партий, неоспоримо свидетельствует о признании многопартийности и политического плюрализма, следовательно, допустимости разграничения «правящих» и легальных «оппозиционных» партий.

В юридической науке следует, на наш взгляд, разграничивать понятия «политическая оппозиция», «легальная политическая оппозиция» и «партийно-фракционная политическая оппозиция». Наиболее широкая из этих трех категорий — «политическая оппозиция»: она может быть легальной и нелегальной. В свою очередь, легальная оппозиция может иметь или не иметь партийно-фракционную форму. С точки зрения конституционного регулирования общественных отношений, полагаем наиболее желательной именно партийно-фракционную форму политической оппозиции, что, однако, не исключает юридическую возможность существования в стране политических партий, которые потерпели поражение в ходе очередных выборов и не получили какого-либо представительства в органах государственной власти и местного самоуправления, но осуществляют политическую деятельность самостоятельно, без постоянной взаимосвязи с деятельностью органов публичной власти, рассчитывая лишь на успешную избирательную кампанию в будущем.

Термин «легальная оппозиция» в данном контексте не следует понимать как имманентно критическую позицию альтернативных партий и фракций в отношении безоговорочно всей политики, которую осуществляет правящая партия. Партия может считаться правящей в масштабе Российской Федерации, если она имеет прежде всего мажоритарное большинство мандатов в Государственной Думе. Данный фактор, однако, не является единственным: важное значение имеют также результаты выборов в органы государственной власти субъектов РФ, поскольку это оказывает решающее воздействие на политический состав Совета Федерации (хотя данная палата Федерального Собрания позиционируется конституционным законодателем как внепартийная и внефракционная).

Список литературы

1. Абаева Е.А. Конституционное развитие президентской функции по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти / Е.А. Абаева // Стабильность и динамизм Российской Конституции : материалы ХII
2. Аметка Ф.А. Правовой статус парламентской оппозиции в западноевропейских странах / Ф.А. Аметка, Д.Р. Хаваджи // Евразийский юридический журнал. 2019. № 8. С. 302–303.
3. Волкова Е.А. Некоторые вопросы статуса политических партий в свете посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации / Е.А. Волкова // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 3. С. 24–29.
4. Володина Н.В. Деятельность исламской радикальной организации «Братья-мусульмане» в арабских странах и других странах мира / Н.В. Володина // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 16.
5. Гасайниев М.Г. Партия власти как феномен современной политической системы / М.Г. Гасайниев, А.Х. Рамазанов // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 3. С. 29–31.
6. Долгих Ф.И. Партийная система России —– состояние и перспективы / Ф.И. Долгих // Юридический мир. 2020. № 2. С. 19–22.
7. Евтюхин Ю.А. Юридическая ответственность политических партий в избирательном процессе: перспективы правового регулирования / Ю.А. Евтюхин // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. С. 32–34.
8. Ерыгина В.И. Проблема соотношения власти и свободы в правовой теории представительного государства / В.И. Ерыгина // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 14–18.
9. Жуков В.Н. Механизмы повышения эффективности института многопартийности в контексте реформирования избирательных систем / В.Н. Жуков // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 6. С. 164–170.
10. Залесны Я. Институционализация прав парламентской оппозиции: тренды и вызовы / Я. Залесны, Я. Шиманек // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2020. Т. 15. № 4. С. 109–126.
11. Майорова О.Н. Курс на реформы, «улучшающие» социализм, и деятельность польской оппозиции (1982–1987) / О.Н. Майорова // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2012. № 7. С. 226–236.
12. Мартынов В.В. Теоретические аспекты понимания понятий «политических партий» и «многопартийности» в правовом демократическом государстве / В.В. Мартынов // Гуманитарный трактат. 2018. № 31. С. 21–25.
13. Проничев В.А. Взаимодействие парламентского большинства и оппозиции в России: проблемы и противоречия / В.А. Проничев // Наука и современность. 2011. № 9. С. 240–246.
14. Торсунов К. К вопросу становления, функционирования и развития парламентской оппозиции / К. Торсунов, Ф. Бафоев // Гражданское общество. 2008. Т. 5. № 1. С. 53–58.
15. Улакова Д.Б. Политические партии и их роль в повышении уровня и качества народного представительства во власти / Д.Б. Улакова // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 15. С. 72–78.
16. Черницына О.В. Парламентская оппозиция — феномен политической практики современной России / О.В. Черницына // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХИиГС. Серия: Политология и социология. 2017. № 2. С. 83–86.

Остальные статьи