Коллективизм как предпосылка правомерного либо девиантного поведения: вопросы предупреждения преступлений несовершеннолетних
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. Исследуя соответствующие примеры правоприменительной практики, выявляя причины конкретного преступного деяния, автор предлагает направления противодействия преступности несовершеннолетних. Он предлагает применить педагогическую теорию А.С. Макаренко для повышения организационной эффективности российских «кибердружин».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 12/2024 |
Страницы | 53-56 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-12-53-56 |
Новое поколение граждан рассматривается государством как непосредственный резерв для социального развития. Распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в правоприменительной практике в определенной степени выступает в качестве прогностической характеристики преступности. Криминальные субкультуры стали предметом детальных научных исследований относительно недавно. В то же время зародились они намного раньше, чем на них обратили особое внимание криминологи. Так, например, еще в 1980-х годах имел место так называемый казанский феномен, представлявший собой субкультуру молодежных банд Татарстана.
Тема предупреждения организованной преступности несовершеннолетних представляется крайне актуальной, ей посвящены многочисленные научные статьи. Отмечается в том числе и невозможность решения обозначенной проблемы гуманными средствами, так как, по мнению, несовершеннолетних, сделавших наколку в виде розы ветров, «тюрьма уже не отпустит». Так, движение АУЕ, зародившееся изначально в колониях в 1950-х годах и определявшее вопросы мирного сосуществования осужденных, вышло за пределы мест лишения свободы в 2000-х годах, существенно изменив свои первоначальные цели.
Представляется, что для организации любого движения, тем более направленного на совершение преступлений, его организаторы должны обладать определенными навыками в сфере психологии. При этом сама по себе криминальная культура для преступности несовершеннолетних — причинный фактор. Однако, если обратиться к педагогической теории, то следует обратить внимание, что все намного сложнее и не ограничивается одной психологией.
А.С. Макаренко отмечал, что воспитательное воздействие, не имеющее конкретной цели, сводится к тому, что педагогику заменяет педология. Признавая значение психологии, он отдавал предпочтение вопросам традиций и практической самоорганизации коллектива. А.С. Макаренко утверждал, что пятьсот проблемных детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет, за которых он отвечал, сами обеспечили патриотическое воспитание и образовательный процесс в рамках коммуны, благодаря созданию надлежащих условий. На 50% свою роль сыграла красивая военизированная школьная форма с вышитыми тюбетейками и вензелями, белыми воротниками. В остальном же характерен приводимый им пример лестницы. Чтобы не доломать красивые старинные перила, обучающиеся воздерживались от их использования при спуске или подъеме, передавая данную традицию новым ученикам. Также интересен пример, что рапорт утреннего дежурного опровергнуть или оспорить было нельзя, так как даже если он и несправедлив, то неуместно нарушать общую дисциплину, подрывая авторитет руководства. Несовершеннолетние, воспринявшие ценности своего педагога, самостоятельно самоорганизовались в единый коллектив, не на уровне класса, а на уровне учебного заведения. Для того чтобы заинтересовать подопечных, А.С. Макаренко взял за основу воспитательный процесс в армии, отбросив при этом «шагистику» и иные аспекты, которые детям были не интересны, предоставив при этом обучающимся самостоятельно внести ряд коррективов в воспитательный процесс, упростив его в сравнении с собственно военным воспитанием.