Административно-правовой рецидив в ракурсе противодействия дорожно-транспортным преступлениям (статьи 264.1, 264.2, 264.3 УК РФ)
Аннотация
В статье рассмотрены правовая обоснованность и практическая целесообразность законодательного решения о корректировании уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость, а также за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления им и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость. Авторы отмечают, что соответствующие решения правотворческого органа следует оценивать как реальную предпосылку снижения эффективности противодействия рецидиву рассматриваемых транспортных правонарушений, они порождают сложности в их квалификации и, соответственно, в разграничении. Для этого требуется подвергнуть анализу подходы законодательной и правоприменительной практики противодействия уголовно-правовому и административно-криминообразующему рецидиву в соответствующей сфере. В статье представлена предлагаемая авторами редакция ст. 2641 УК РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 12/2024 |
Страницы | 34-38 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-12-34-38 |
Стремительное развитие системы урегулированных правом общественных отношений неизбежно ведет к установлению более тесных межотраслевых связей, что в результате приводит к смешению отдельных содержащихся в разных отраслях норм. Эта тенденция порождает создание правовых институтов, характеризующихся «смешанной» природой. В качестве такового можно признать и институт административно-криминообразующего рецидива. Его суть состоит в том, что повторное совершение противоправного, административно наказуемого деяния повышает, по мнению законодателя, уровень его общественной опасности до обретения им статуса преступления, что, соответственно, порождает основание для применения к виновному мер уголовного наказания.
Как полагает законодатель, наличие указанного правового института позволит аккумулировать административные ресурсы действенного контроля и принуждения. Подобные новеллы с неизбежностю требуют научного осмысления характеристики административно-криминообразующего рецидива, а с практической точки зрения — выработки эффективных мер по его предупреждению, что видится основополагающей предпосылкой для решения задач уголовного закона. Соответственно, можно констатировать существование прочной корреляционной связи между административно наказуемыми нарушениями правил дорожного движения и транспортными преступлениями. При этом следует отметить, что именно административно-криминообразующий рецидив является водоразделом между административным проступком и преступным деянием, посягающими на отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Показательно, что потенциал рассматриваемого института достаточно активно используется законодателем при конструировании на его основе преступных деликтов, несмотря на крайне неоднозначное отношение к нему в уголовно-правовой доктрине. В частности, среди уже существующих это следующие составы преступлений:
– против личности (ст. 1161, 1511, 1512, 157);
– против собственности (ст. 1581);