Дата публикации: 12.12.2024

Административно-правовой рецидив в ракурсе противодействия дорожно-транспортным преступлениям (статьи 264.1, 264.2, 264.3 УК РФ)

Аннотация

В статье рассмотрены правовая обоснованность и практическая целесообразность законодательного решения о корректировании уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость, а также за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления им и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость. Авторы отмечают, что соответствующие решения правотворческого органа следует оценивать как реальную предпосылку снижения эффективности противодействия рецидиву рассматриваемых транспортных правонарушений, они порождают сложности в их квалификации и, соответственно, в разграничении. Для этого требуется подвергнуть анализу подходы законодательной и правоприменительной практики противодействия уголовно-правовому и административно-криминообразующему рецидиву в соответствующей сфере. В статье представлена предлагаемая авторами редакция ст. 2641 УК РФ.




Стремительное развитие системы урегулированных правом общественных отношений неизбежно ведет к установлению более тесных межотраслевых связей, что в результате приводит к смешению отдельных содержащихся в разных отраслях норм. Эта тенденция порождает создание правовых институтов, характеризующихся «смешанной» природой. В качестве такового можно признать и институт административно-криминообразующего рецидива. Его суть состоит в том, что повторное совершение противоправного, административно наказуемого деяния повышает, по мнению законодателя, уровень его общественной опасности до обретения им статуса преступления, что, соответственно, порождает основание для применения к виновному мер уголовного наказания.

Как полагает законодатель, наличие указанного правового института позволит аккумулировать административные ресурсы действенного контроля и принуждения. Подобные новеллы с неизбежностю требуют научного осмысления характеристики административно-криминообразующего рецидива, а с практической точки зрения — выработки эффективных мер по его предупреждению, что видится основополагающей предпосылкой для решения задач уголовного закона. Соответственно, можно констатировать существование прочной корреляционной связи между административно наказуемыми нарушениями правил дорожного движения и транспортными преступлениями. При этом следует отметить, что именно административно-криминообразующий рецидив является водоразделом между административным проступком и преступным деянием, посягающими на отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Показательно, что потенциал рассматриваемого института достаточно активно используется законодателем при конструировании на его основе преступных деликтов, несмотря на крайне неоднозначное отношение к нему в уголовно-правовой доктрине. В частности, среди уже существующих это следующие составы преступлений:

– против личности (ст. 1161, 1511, 1512, 157);

– против собственности (ст. 1581);

Список литературы

1. Арзамасцев М. Правила оценки признаков деяний, дифференцирующих административную и уголовную ответственность / М. Арзамасцев // Уголовное право. 2017. № 2. С. 12–20.
2. Войтенков Е.А. Государственно-правовое обеспечения безопасности дорожного движения в России: исторический опыт и перспективы : диссертация доктора юридических наук / Е.А. Войтенков. Москва, 2014. 44 с.
3. Грачева Ю.В. Дополнительные уголовно-правовые меры обеспечивающие безопасность / Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев // Уголовное право. 2015. № 3. С. 10–15.
4. Жарких Е.А. Криминализация уклонения от административного надзора в системе уголовно-правовых мер предупреждения рецидива в законодательстве России / Е.А. Жарких // Научный вестник Южного федерального округа. 2015. № 2. С. 21–25.
5. Жарких Е.А. Уголовно-правовой и административно-правовой рецидив: точки соприкосновения / Е.А. Жарких // Российский следователь. 2016. № 19. С. 23–26.
6. Иванов Н. Уголовная политика России и совершенствование уголовного законодательства / Н. Иванов // Уголовное право. 2017. № 4. С. 47–49.
7. Конорезов Н.А. Феномен административной преюдиции в уголовном праве России / Н.А. Конорезов // Теория и практика общественного развития. 2023. № 1. С. 88–91.
8. Лопашенко Н.А. Административной преюдиции в уголовном праве — нет! / Н.А. Лопашенко // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3. С. 64–71.
9. Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений : монография / В.В. Лукьянов. Москва : Дашков и К°, 2003. 42 с.
10. Малков В.П. Неоднократность правонарушения и административная преюдиция как средства криминализации и декриминализации содеянного в российском уголовном праве / В.П. Малков // Библиотека криминалиста. 2013. № 2 (7). С. 179–186.
11. Прохоров Л.А. Безопасность движения и эксплуатации транспорта: криминальная ситуация и обусловленные ею актуальные правовые и правоприменительные проблемы / Л.А. Прохоров, М.Л. Прохорова // Юридический мир. 2013. № 6. С. 9–12.
12. Прохоров Л.А. Уголовно-правовые проблемы противодействия нарушениям правил дорожного движения / Л.А. Прохоров, Д.В. Собин // Российский следователь. 2016. № 10. С. 31–34.
13. Прохорова М.Л. Административная преюдиция в уголовном праве: pro et contra / М.Л. Прохорова, Е.Б. Лупарев, М.Г. Горенко // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 12 (77). С. 40–46.
14. Собин Д.В. Дорожно-транспортное происшествие как пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового характера: проблемы противодействия / Д.В. Собин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 124–12
15. Собин Д.В. Эффективность уголовно-правовой политики противодействия дорожно-транспортным преступлениям: анализ трех основных корреляционных величин криминальной ситуации / Д.В. Собин // Российский следователь. 2017. № 4. С. 45–47.

Остальные статьи