Проблемные аспекты уголовной ответственности за некоторые виды преступлений экстремистской направленности в отношении отдельных социальных групп в условиях проведения специальной военной операции
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос дискуссионности содержания понятия «социальная группа» применительно к квалификации деяния по ст. 282 УК РФ. Авторами акцентировано внимание на отдельных группах лиц, объединенных отношением к специальной военной операции в Украине: участники СВО, лица, выступающие против СВО, лица, критикующие отдельные аспекты проведения СВО. В статье предложены изменения в Постановление Пленума Верховного Суда РФ, а также отдельные научно-практические рекомендации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 12/2024 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-12-29-33 |
Статьей 282 УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления экстремистской направленности, закреплена ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные в публичной форме.
В ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. Федерального закона от 15 мая 2024 г. № 99-ФЗ) определено, что к экстремистской деятельности (экстремизму), наряду с иными действиями, отнесены: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» не дает определения понятий «социальная рознь», «социальная принадлежность», «социальная группа».
В справочных и научных источниках также нет единого подхода к этим терминам, при этом определяющим из них, на наш взгляд, является понятие «социальная группа», закрепленное в диспозиции ст. 282 УК РФ.
Как представляется, наиболее верное понятие «социальная группа» было сформулировано В.В. Тростянецкой, которая предложила под нею понимать «организованную, устойчивую совокупность индивидов, взаимодействующих в пределах общих законных интересов на основании социально значимых признаков и самоидентификации личности, нарушение деятельности которой путем возбуждения ненависти либо вражды в отношении ее членов может представлять угрозу для основ конституционного строя и безопасности государства».