Проблемные аспекты определения круга лиц, на которых распространяются предпринимательские гарантии при применении меры пресечения в виде заключения под стражу
Аннотация
Работа посвящена изучению подходов в доктрине к определению субъектного состава лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии при применении меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1.1, ч. 3.1 ст. 108 УПК РФ). Установлено, что в доктрине субъектный состав таких лиц определяется по-разному. Определено, что на уровне закона отсутствуют достаточные разъяснения вопросов, касающихся субъектного состава лиц, подпадающих под установленные в ч. 1.1, ч. 3.1 ст. 108 УПК РФ процессуальные гарантии, и возникающих у правоприменителей при применении меры пресечения в виде заключения под стражу к лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении экономических преступлений в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости внесения соответствующих изменений в российское уголовно-процессуальное законодательство, а также предлагает правоприменителям применять предложенные автором критерии определения лиц, на которых распространяются соответствующие процессуальные гарантии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 12/2024 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-12-20-24 |
1. Понятие предпринимательских гарантий. Предпосылки формирования особого подхода в применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей
В законе и в доктрине уголовного процесса такое определение, как предпринимательские гарантии, отсутствует, однако для целей настоящей статьи автор позволит себе использовать это определение для обозначения особых условий применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей, подозреваемых или обвиняемых в совершении экономических преступлений.
Ряд исследователей полагают, что такой подход является необоснованным и даже дискриминационным, так как предприниматели не имеют фундаментальных отличий в своем социально-экономическом статусе от иных граждан, а значит, предоставление им дополнительных процессуальных гарантий со стороны законодателя лишено смысла.
Иные исследователи считают, что предприниматели, напротив, играют для государства и общества вовсе не последнюю роль, являются драйверами экономического развития и в конечном счете обеспечивают экономическую устойчивость государства, стабильное функционирование всех ветвей государственной власти и т.д. В этом и проявляется особая значимость предпринимателей для государства, поэтому наделение их рядом дополнительных гарантий по сравнению с иными гражданами вполне оправданно.
Автор является безусловным сторонником второго подхода и полностью поддерживает наделение предпринимателей озвученными гарантиями.