Дата публикации: 12.12.2024

Особенности собирания исходных данных при производстве следственного эксперимента по делам о транспортных преступлениях

Аннотация

Наряду с целями проведения следственного эксперимента, указанными в ст. 181 УПК России, автором выделяется еще одна цель проведения данного следственного действия: собирание исходных данных для назначения судебной транспортной экспертизы. На основе изученной практики расследования транспортных преступлений (с участием транспортных средств автомобильного, железнодорожного и внутреннего водного транспорта) в данной статье рассматриваются вопросы организации и особенности использования специальных знаний при собирании исходных данных для судебной транспортной экспертизы при проведении следственного эксперимента*. Наименования судебных транспортных экспертиз взяты из постановлений следователей о назначении судебной экспертизы.




При расследовании так называемых транспортных преступлений проведение следственного эксперимента всегда относится к числу наиболее сложных следственных действий, однако без его проведения в последующем невозможно назначение судебной транспортной экспертизы. Эксперты довольно часто ссылаются в своих заключениях на результаты проведенных следственных экспериментов. В ходе следственного эксперимента было установлено, что при запрещающем показании выходного светофора, до которого электропоезду оставалось 54 метра, показания локомотивного светофора сменились с «белого» на «красный с желтым», чего не было в фактической ситуации транспортного происшествия. Его результаты использовались при производстве судебной железнодорожно-транспортной экспертизы, а хронология была приведена в соответствующей таблице, в которой указывались время по протоколу следственного эксперимента, астрономическое время по видеоизображению, время от момента отправления поезда и действия машиниста по видеоизображению, астрономическое время и действия дежурного по станции по другому видеоизображению.

Как показывает изученная нами практика, следственный эксперимент в большинстве случаев проводится при расследовании дорожно-транспортных происшествий и происшествий на железнодорожном транспорте, без результатов которых не обходится назначение и производство соответствующих судебных транспортных экспертиз. Крайне редко он может проводиться и по делам о преступлениях на водном транспорте. Так, в ходе проведения следственного эксперимента в рамках возбужденного уголовного дела по ст. 267 УК России с участием специалиста предстояло выявить признаки неисправности главных двигателей судна при полном ходе назад.

При осуществлении анкетирования следователей следственных управлений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации нами были выявлены проблемы, связанные с организацией производства данного следственного действия:

- в соблюдении условий (при расследовании происшествий на водном и железнодорожном транспорте);

- в обеспечении участия локомотивных бригад, предоставлении необходимых транспортных и технических средств;

Список литературы

1. Баев О.Я. Тактика следственных действий : учебное пособие / О.Я. Баев. Москва : Юрлитинформ, 2013. 456 с.
2. Давыдов М.В. Особенности подготовки и проведения следственного эксперимента при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / М.В. Давыдов // Научный портал МВД России. 2014. № 2. С. 21–
3. Замылин Е.И. О критериях оценки результатов, полученных в ходе производства следственного эксперимента / Е.И. Замылин, В.В. Сергеев // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 1 (52). С. 93–100.
4. Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте / В.Г. Малинин, В.М. Федоров, К.А. Шамраев ; под общей редакцией В.А. Морозова. Москва : Инфра-М, 2001. 158 c.
5. Скобелин С.Ю. Видеозапись следственного эксперимента / С.Ю. Скобелин // Обеспечение прав и законных интересов граждан в деятельности органов предварительного расследования : материалы Межведомственного круглого стола и Всероссийского круглого стола (г. Ор
6. Ульянов А.А. Расследование транспортного происшествия, повлекшего существенное нарушение движения и эксплуатации водного транспорта / А.А. Ульянов // Следственная практика : сборник статей. Вып. 170. Москва : НИИ проблем укрепления законности и правопоряд
7. Участие специалиста в процессуальных действиях : учебник / А.М. Зинин, А.И. Семикаленова, Е.В. Иванова ; под общей редакцией А.М. Зинина. Москва : Проспект, 2016. 247 с.

Остальные статьи