Особенности собирания исходных данных при производстве следственного эксперимента по делам о транспортных преступлениях
Аннотация
Наряду с целями проведения следственного эксперимента, указанными в ст. 181 УПК России, автором выделяется еще одна цель проведения данного следственного действия: собирание исходных данных для назначения судебной транспортной экспертизы. На основе изученной практики расследования транспортных преступлений (с участием транспортных средств автомобильного, железнодорожного и внутреннего водного транспорта) в данной статье рассматриваются вопросы организации и особенности использования специальных знаний при собирании исходных данных для судебной транспортной экспертизы при проведении следственного эксперимента*. Наименования судебных транспортных экспертиз взяты из постановлений следователей о назначении судебной экспертизы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 12/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-12-2-6 |
При расследовании так называемых транспортных преступлений проведение следственного эксперимента всегда относится к числу наиболее сложных следственных действий, однако без его проведения в последующем невозможно назначение судебной транспортной экспертизы. Эксперты довольно часто ссылаются в своих заключениях на результаты проведенных следственных экспериментов. В ходе следственного эксперимента было установлено, что при запрещающем показании выходного светофора, до которого электропоезду оставалось 54 метра, показания локомотивного светофора сменились с «белого» на «красный с желтым», чего не было в фактической ситуации транспортного происшествия. Его результаты использовались при производстве судебной железнодорожно-транспортной экспертизы, а хронология была приведена в соответствующей таблице, в которой указывались время по протоколу следственного эксперимента, астрономическое время по видеоизображению, время от момента отправления поезда и действия машиниста по видеоизображению, астрономическое время и действия дежурного по станции по другому видеоизображению.
Как показывает изученная нами практика, следственный эксперимент в большинстве случаев проводится при расследовании дорожно-транспортных происшествий и происшествий на железнодорожном транспорте, без результатов которых не обходится назначение и производство соответствующих судебных транспортных экспертиз. Крайне редко он может проводиться и по делам о преступлениях на водном транспорте. Так, в ходе проведения следственного эксперимента в рамках возбужденного уголовного дела по ст. 267 УК России с участием специалиста предстояло выявить признаки неисправности главных двигателей судна при полном ходе назад.
При осуществлении анкетирования следователей следственных управлений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации нами были выявлены проблемы, связанные с организацией производства данного следственного действия:
- в соблюдении условий (при расследовании происшествий на водном и железнодорожном транспорте);
- в обеспечении участия локомотивных бригад, предоставлении необходимых транспортных и технических средств;