Дата публикации: 19.12.2024

Категория «трудная жизненная ситуация» в федеральном законодательстве о пробации и ее значение для коррекции социального поведения

Аннотация

В статье рассматривается правовая категория «трудная жизненная ситуация» как составная часть системы основных понятий, используемых в Федеральном законе «О пробации в Российской Федерации». Авторы соотносят ее с другими социальными, пенитенциарными категориями из положений федерального законодательства социального блока. Предложен обобщенный алгоритм фактического определения и юридической оценки тяжелой жизненной ситуации, определения реальной индивидуальной нуждаемости осужденного в мерах пенитенциарно-социального воздействия. Рассматривается значение этой юридической категории для коррекции социального поведения, предупреждения рецидива преступлений. Сделан вывод, что юридическая оценка трудной жизненной ситуации, которая всегда индивидуальна, касается конкретного человека, хотя и имеет обобщенный характер.




Цель уголовно-правовой политики государства – не только достичь социальной справедливости, наказать за преступление, но и использовать все способы и методы воздействия на правонарушителя для его лучшего приспособления в обществе после освобождения. Одним из ключевых носителей норм социально-воспитательного воздействия на поведение людей, отбывших наказание, стал модельный для отечественной правовой практики Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О пробации»). В законе закреплен круг общественных отношений и социальных гарантий, связанных с реализацией пробации в пределах уголовно-исполнительной юрисдикции. Одним из приоритетов стала коррекция социального поведения осужденного. Это комплексный многоэтапный процесс, связанный с мероприятиями по ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации нескольких категорий лиц, в отношении которых применяется пробация. В функциональные контуры ресоциализации заложены меры социально-экономического, педагогического, правового характера, которые осуществляются субъектами профилактики правонарушений в целях реинтеграции указанных лиц в общественную жизнь с поведением, освобождённым от преступного сознания. В результате сочетания близких «по духу закона» векторов влияния можно ожидать решения такой общественно значимой социально-криминологической задачи, как предотвращение совершения повторных преступлений. Кроме того, повышает гражданско-социальную активность, объединяет разные сферы жизни общества, в том числе, исполнение уголовных наказаний.

Период отбывания уголовного наказания заставляет человека пройти через сложные исправительно-воспитательные мероприятия, предполагает преодоление себя. Этот процесс определяет индивидуальные треки «выравнивания» социального (физического, психоэмоционального, иного) поведения человека.

Понятие коррекции социального поведения может означать улучшение внешних физических и социальных проявлений поведения лица. Смысл коррекционного воздействия заключается в формировании законопослушного поведения индивида. В этом случае процесс и результат совпадают с целью частной превенции, установленной уголовным законом (ч. 2 ст. 43 УК РФ) в виде предупреждения совершения лицом новых повторных преступлений и его исправления через меры так называемого «юридического» исправления.

С точки зрения субъективного понимания термина коррекция будет означать выправление характера поведения человека. При этом проявится инклюзивность большинства черт и качеств в требуемое русло правопозитивно настроенной и воспринимаемой жизни в обществе в традиционной среде. Речь идет о психологическом и ментальном преобразовании сознания и состояния человека. Такой процесс показывает перестройку сознания человека, укрепление мотивации в собственном гражданском, социально-личностном развитии. Эти «сдвиги» взаимосвязаны с переменами в мировосприятии, формировании намерения созидательно изменить свои условия жизни, личное пространство.

Список литературы

1. Бушуев И.С. К вопросу отнесения жизненной ситуации к категории трудной для реализации целей и задач института пробации в России / И.С. Бушуев // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 9. С. 8–15. DOI: 10.51522/2307-0382-2023-256-9-8-15.
2. Душкин А.С. Психосоциальные факторы, способствующие успешной реинтеграции в общество лиц, освобожденных из исправительных учреждений / А.С. Душкин // Прикладная юридическая психология. 2023. № 3 (64). С. 52–71. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).052-071
3. Романов К.М. И.А. Ильин о переживании трудных жизненных ситуаций / К.М. Романов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20. № 1. С. 103–113. DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.103-113
4. Сергеев А.А. Запрет различного обращения с лицами, находящимися в сходных правовых ситуациях, как принцип социального государства / А.А. Сергеев // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4. С. 29–33.
5. Cullis I. Just interact with us as human beings / I. Cullis, A. Gaber // Prison Service Journal. 2022. Iss. 262. P. 35–39.
6. Walters R. Involving People with Lived Experience in Prison and Probation: Some Milestones in the Journey so far / R. Walters // Prison Service Journal. 2022. Iss. 262. P. 40–45.

Остальные статьи