Категория «трудная жизненная ситуация» в федеральном законодательстве о пробации и ее значение для коррекции социального поведения
Аннотация
В статье рассматривается правовая категория «трудная жизненная ситуация» как составная часть системы основных понятий, используемых в Федеральном законе «О пробации в Российской Федерации». Авторы соотносят ее с другими социальными, пенитенциарными категориями из положений федерального законодательства социального блока. Предложен обобщенный алгоритм фактического определения и юридической оценки тяжелой жизненной ситуации, определения реальной индивидуальной нуждаемости осужденного в мерах пенитенциарно-социального воздействия. Рассматривается значение этой юридической категории для коррекции социального поведения, предупреждения рецидива преступлений. Сделан вывод, что юридическая оценка трудной жизненной ситуации, которая всегда индивидуальна, касается конкретного человека, хотя и имеет обобщенный характер.
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 04/2024 |
Страницы | 27-30 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2024-4-27-30 |
Цель уголовно-правовой политики государства – не только достичь социальной справедливости, наказать за преступление, но и использовать все способы и методы воздействия на правонарушителя для его лучшего приспособления в обществе после освобождения. Одним из ключевых носителей норм социально-воспитательного воздействия на поведение людей, отбывших наказание, стал модельный для отечественной правовой практики Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О пробации»). В законе закреплен круг общественных отношений и социальных гарантий, связанных с реализацией пробации в пределах уголовно-исполнительной юрисдикции. Одним из приоритетов стала коррекция социального поведения осужденного. Это комплексный многоэтапный процесс, связанный с мероприятиями по ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации нескольких категорий лиц, в отношении которых применяется пробация. В функциональные контуры ресоциализации заложены меры социально-экономического, педагогического, правового характера, которые осуществляются субъектами профилактики правонарушений в целях реинтеграции указанных лиц в общественную жизнь с поведением, освобождённым от преступного сознания. В результате сочетания близких «по духу закона» векторов влияния можно ожидать решения такой общественно значимой социально-криминологической задачи, как предотвращение совершения повторных преступлений. Кроме того, повышает гражданско-социальную активность, объединяет разные сферы жизни общества, в том числе, исполнение уголовных наказаний.
Период отбывания уголовного наказания заставляет человека пройти через сложные исправительно-воспитательные мероприятия, предполагает преодоление себя. Этот процесс определяет индивидуальные треки «выравнивания» социального (физического, психоэмоционального, иного) поведения человека.
Понятие коррекции социального поведения может означать улучшение внешних физических и социальных проявлений поведения лица. Смысл коррекционного воздействия заключается в формировании законопослушного поведения индивида. В этом случае процесс и результат совпадают с целью частной превенции, установленной уголовным законом (ч. 2 ст. 43 УК РФ) в виде предупреждения совершения лицом новых повторных преступлений и его исправления через меры так называемого «юридического» исправления.
С точки зрения субъективного понимания термина коррекция будет означать выправление характера поведения человека. При этом проявится инклюзивность большинства черт и качеств в требуемое русло правопозитивно настроенной и воспринимаемой жизни в обществе в традиционной среде. Речь идет о психологическом и ментальном преобразовании сознания и состояния человека. Такой процесс показывает перестройку сознания человека, укрепление мотивации в собственном гражданском, социально-личностном развитии. Эти «сдвиги» взаимосвязаны с переменами в мировосприятии, формировании намерения созидательно изменить свои условия жизни, личное пространство.