Психолого-криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления в период осуществления за ними административного надзора
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы рецидива преступления лицами, состоящими под административным надзором. Рецидив преступления не может быть полностью понят без учета личности постпенитенциарного рецидивиста. Определенные личностные особенности лиц, состоящих под административным надзором, могут быть причиной того, что ресоциализация в период отбывания наказания была неэффективной. У лиц, состоящих под административным надзором, повторно совершающих преступления, личностные качества, которые считаются типичными для преступников, часто более выражены. Проявление криминогенных качеств личности очень распространено и характерно для них, особенно для неоднократно отбывавших наказание в местах лишения свободы. С другой стороны, так называемые «псевдорецидивисты», совершившие повторные преступления скорее случайно или эпизодически, часто лишены этих качеств. Учет психолого-криминологической характеристики лиц, состоящих под административным надзором, важен для проектирования программ ресоциализации, социальной адаптации, социальной реабилитации и прогнозирования их постпенитенциарного поведения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 04/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2024-4-2-7 |
Актуальность темы обусловлена возникшей необходимостью в психолого-криминологическом исследовании сущности административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как специальной формы постпенитенциарного надзора, обеспечивающей профилактику преступлений, совершаемых лицами, состоящими под административным надзором.
В целях профилактики правонарушений, включая повторные, а также при возникновении социальных, экономических, правовых и иных причин и условий, способствующих совершению правонарушений, в настоящее время субъектами профилактики применяются различные формы профилактического воздействия, в том числе согласно п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» – профилактический надзор. Одним из видов профилактического надзора, осуществляемого субъектами профилактики, является административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (далее – административный надзор).
Основной задачей административного надзора согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является недопущение совершения поднадзорными лицами или лицами, формально подпадающими под административный надзор, новых преступлений и правонарушений, а также оказание на них индивидуального профилактического воздействия.
А.Н. Добров, С.А. Баранова справедливо отмечают, что «административный надзор является мерой профилактического характера, применяемой к указанным выше лицам, поведение которых дает основание опасаться совершения ими новых противоправных деяний. Это обусловлено тем, что преступная деятельность ранее судимых лиц представляет собой существенный фактор, ухудшающий криминогенную ситуацию в обществе».
Несмотря на осуществление административного надзора, необходимо отметить устойчивую тенденцию роста количества преступлений, совершенных лицами, состоящими под административным надзором с 2012 г. по 2023 г. В 2012 г. – 2662, в 2023 г. – 28 311. Увеличение количества преступлений, совершенных лицами, состоящими под административным надзором, указывает на имеющиеся недостатки в деятельности всех субъектов системы предупреждения рецидивной преступности.