Эмиссия национальной цифровой валюты: потенциальный сдвиг в архитектуре монетарного суверенитета
Аннотация
Статья посвящена вопросам эмиссии национальной цифровой валюты. Автором анализируются потенциальные преимущества и риски, связываемые с введением цифровых финансовых сущностей, в том числе цифрового рубля, а также их возможное влияние на монетарный суверенитет страны. Особое внимание уделяется аспектам безопасности, конфиденциальности и эффективности новых форм средств платежа.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 12/2024 |
Страницы | 35-38 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-12-35-38 |
Тенденции цифровой экономики XXI в. оказывают непосредственное влияние на денежно-валютные отношения: активное развитие частных денег в виде виртуальных, локальных, цифровых валют и захват такими валютами отдельных сегментов экономических отношений ставит вопрос о трансформации содержания монетарного (денежно-валютного) суверенитета государств.
Эмиссия денежных средств как законных средств платежа внутри определенной страны является неотъемлемым суверенным правом каждого независимого государства, и данный «монетарный суверенитет» не может быть ограничен иначе как вследствие волеизъявления самого государства путем принятия на себя определенных внешних обязательств. При этом конституционной обязанностью правительства страны или центрального банка является поддержание устойчивости национальной валюты, на что и направлено все валютное право той или иной юрисдикции.
Обращение к феномену монетарного суверенитета релевантно как в контексте международно-валютного регулирования, включающего вопросы формирования валютных союзов, применения цифровых (крипто) валют и цифровых финансовых активов в международных расчетах, так и в контексте национально-правового регулирования денежного обращения, включающего вопросы применения цифровых валют и активов в целях формирования сбережений, инвестиций и исполнения денежных обязательств участников гражданского оборота.
Современная монетарная теория сводится к тезису, согласно которому правительства стран должны стремиться к обеспечению стабильности цен и полной занятости, в малой степени заботясь о дефиците и объеме государственного долга, поскольку последний выражен в обязательствах должника (национальной валюте), т.е. правительства в широком значении данного слова.
Claus Zimmermann вывел классическое представление о монетарном суверенитете, включающее (1) монопольное право на эмиссию денежных средств; (2) право на регулирование денежного обращения экономическими способами с помощью процентных ставок и резервных требований, впоследствии расширившееся до правового регулирования банковской деятельности и платежных систем; (3) право на проведение монетарной политики, направленной на обеспечение устойчивого курса национальной валюты по отношению к иностранным в целях создания благоприятных условий для международной торговли. Стержневым элементом монетарного суверенитета государства является наличие эффективного контроля правительством денежного обращения. При этом эмиссия законного средства платежа является не столько первичным элементом монетарного суверенитета, сколько необходимым его элементом, поскольку эффективный контроль оборота денег возможен только тогда, когда эмитентом денег выступает правительство. Отсутствие эмиссионной деятельности превращает правительство в регулятор оборота без реального экономического рычага на денежную массу. Вот почему разрастание частных денег в экономике способно подорвать монетарный суверенитет.