Сервис рассрочки платежа: новые законодательные условия
Аннотация
В статье исследуется современное состояние правового регулирования деятельности торговых интернетплощадок (маркетплейсов); описываются особенности гражданско-правовых отношений, возникающих между участниками интернет-торговли; особое внимание уделяется договорам купли-продажи, предусматривающим оплату товара в рассрочку; описываются законодательные предложения по регулированию сервиса рассрочки платежа, включающие данных субъектов в число кредитных организаций.
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 12/2024 |
Страницы | 19-21 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-12-19-21 |
Рост популярности цифровых платформ для интернет-торговли происходит одновременно с увеличением ассортимента товаров, расширением географии участников дистанционных сделок, появлением возможности круглосуточного обслуживания и улучшением клиентских сервисов. Моментальное и незатратное оформление удобных условий платежа, возможность удовлетворения различных потребительских запросов на одной торговой площадке (маркетплейсе) в режиме онлайн, быстрая доставка неоплаченного или частично оплаченного товара — это очевидные и неоспоримые преимущества для покупателей. Продавцы также активно продвигают свои товары через цифровые платформы для увеличения объема продаж и получения дополнительной прибыли. Экономическая выгода от интернет-торговли многократно перекрывает необходимые издержки в виде дисконта в пользу торговых площадок и дополнительных программ лояльности для клиентов.
Одним из привлекательных условий совершения сделок в Сети является возможность оплаты товара в рассрочку. Система рассрочки платежа без оформления договоров банковского кредита получила распространение как сервис BNPL (аббревиатура из первых букв английского словосочетания buy now, pay later — купи сейчас, плати позже). Преимущества такого сервиса для покупателей состоят в возможности быстрого получения выбранного товара (работы, услуги) и оформлении беспроцентного небанковского кредита в упрощенном порядке. Как правило, большинство торговых площадок запрашивают минимум информации о покупателе (реквизиты кредитной карты, полное имя, в некоторых случаях паспортные данные). Информация о пользовании таким сервисом не всегда передается в бюро кредитных историй. В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона «О кредитных историях» обязанность предоставления информации о заемщиках в бюро кредитных историй возлагается только на кредитные организации, филиалы иностранных банков, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, лизинговые компании, операторов инвестиционных платформ и иные определенные законом организации. Прочие юридические лица, являющиеся заимодавцами по договорам займа, вправе собирать информацию о заемщиках и передавать ее в бюро кредитных историй по своему усмотрению.
Однако следует отметить, что покупка товаров в рассрочку и раскрытие информации для бюро кредитных историй может оказать серьезное влияние на качество кредитного рейтинга заемщика. Учитывая то, что в основе методики вычисления индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории находится математическая модель, небольшая сумма покупки и недолгий срок рассрочки платежа, в случае аккуратного исполнения обязательства по погашению, может повысить уровень доверия кредитных организаций к потенциальному заемщику.
Выросшая из единичных сервисов предоставления возможности поэтапной оплаты товара, система рассрочки платежа стремительно завоевывает интернет-пространство.