Дата публикации: 12.12.2024

Проблемы правового регулирования цифрового налогового контроля

Аннотация

В статье исследуются проблемы правового регулирования налогового контроля в условиях цифровизации процедур предпроверочного анализа данных о налогоплательщике. В результате исследования получены выводы о необходимости совершенствования правового регулирования налогового контроля с учетом применения налоговыми органами искусственного интеллекта: (1) о необходимости законодательного урегулирования всех юридически значимых действий, совершаемых с использованием искусственного интеллекта; (2) о выделении статуса искусственного интеллекта в системе налогового контроля в качестве специального субъекта налоговых правоотношений; (3)онеобходимости документального оформления цифровой информации, используемой налоговыми органами в рамках реализации контрольных полномочий.




Во множестве случаев властные структуры, выдвигая новые правовые порядки, не обладают достаточным знанием о возможных последствиях их реализации.

В истории есть примеры того, какой ущерб наносят государству злоупотребления, связанные с незаконным сбором налогов и штрафов, превышением должностных полномочий в фискальной сфере и в системе административных отношений. Римские соправители Констанций и Констант в своем эдикте от 7 июня 358 г. по этому поводу отмечают, что «очень многие лица распределяют налоги согласно их собственному суждению, что наносит ущерб всем».

Наглядной иллюстрацией такой ущербности служит и современная практика налогового контроля в Российской Федерации. Речь идет об усилении тенденции превалирования публичных решений, принимаемых на основании и под прикрытием данных, содержащихся в цифровом пространстве ФНС, обобщенных и проанализированных искусственным интеллектом, над решениями, принимаемыми на основе самостоятельной аналитической работы специалистов ФНС. Особая острота проблем применения цифровых технологий состоит в том, что за десятилетний срок (2015–2024 гг.) эксплуатации АИС ФНС России получает доминирующее положение в структуре налогового администрирования, обеспечивая так называемый «предпроверочный» этап налогового контроля, но не обретает соответствующий правовой статус.

Отсутствие законодательно определенного статуса АИС ФНС России стимулирует руководство налоговых органов к экстенсивному развитию данной системы, расширяя круг подпадающих под ее влияние правоотношений, ограничивая права и свободы налогоплательщиков. Однако использование государством искусственного интеллекта, без правовых ограничений по отношению к миллионам российских налогоплательщиков, нельзя недооценивать. Подобное положение в совокупности с другими факторами нестабильности может угрожать не только изменением баланса интересов лиц и их объединений, но и постепенным переопределением социально-экономической системы общества в целом.

На необходимость определения пределов контроля информационного пространства со стороны органов исполнительной власти с целью защиты общества указывает председатель Конституционного суда Зорькин В.Д.: «Какой бы ни была цифровая реальность по степени ее развития, она должна подпадать под действие Конституции», имеющей высшую юридическую силу в российской правовой системе.

Список литературы

1. Антонов М.В. Право и общество в концепции Георгия Давидовича Гурвича / М.В. Антонов. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. 448 с.
2. Бачурин Д.Г. Криминологическая оценка размеров номенклатурно-коррупционного внеэкономического распределения в Российской Федерации / Д.Г. Бачурин // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 3. C. 503–519.
3. Бачурин Д.Г. Направления реформирования системы правового регулирования налогообложения добавленной стоимости / Д.Г. Бачурин // Государство и право. 2019. № 2. С. 71–79.
4. Бачурин Д.Г. Постклассическое право и трансформация юридического регулирования в сфере налогового контроля НДС / Д.Г. Бачурин // Налоги. 2017. № 6. С. 27–31.
5. Бачурин Д.Г. Статья 57 Конституции Российской Федерации как основа российского налогового права / Д.Г. Бачурин // Финансовое право. 2023. № 5. С. 5–7.
6. Демин А.В. Неопределенность в налоговом праве и правовые средства ее преодоления : автореферат диссертации доктора юридических наук / А.В. Демин. Москва, 2014. 48 с.
7. Зорькин В.Д. Задача государства — признавать и защищать цифровые права граждан / В.Д. Зорькин // Российская газета. 2018. 29 мая.
8. Зыков С.В. Проблема субъектности искусственного интеллекта / С.В. Зыков // Актуальные проблемы российского права. 2024. № 19 (2). С. 131–139.
9. Ивлиев Г.П. Юридическая проблематика правового статуса искусственного интеллекта и продуктов, созданных системами искусственного интеллекта / Г.П. Ивлиев, М.А. Егорова // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 6. С. 32–46.
10. Пашинцев Д.А. Особенности правоприменения в условиях цифровизации общественных отношений / Д.А. Пашинцев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. Т. 11. № 1. С. 35–49.
11. Сахаров С.А. Механизмы противодействия фискальным злоупотреблениям в поздней Римской империи (по данным «кодекса Феодосия») / С.А. Сахаров // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2013. № 15 (158). С. 29–37.

Остальные статьи