Проблемы правового регулирования цифрового налогового контроля
Аннотация
В статье исследуются проблемы правового регулирования налогового контроля в условиях цифровизации процедур предпроверочного анализа данных о налогоплательщике. В результате исследования получены выводы о необходимости совершенствования правового регулирования налогового контроля с учетом применения налоговыми органами искусственного интеллекта: (1) о необходимости законодательного урегулирования всех юридически значимых действий, совершаемых с использованием искусственного интеллекта; (2) о выделении статуса искусственного интеллекта в системе налогового контроля в качестве специального субъекта налоговых правоотношений; (3)онеобходимости документального оформления цифровой информации, используемой налоговыми органами в рамках реализации контрольных полномочий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 12/2024 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-12-15-18 |
Во множестве случаев властные структуры, выдвигая новые правовые порядки, не обладают достаточным знанием о возможных последствиях их реализации.
В истории есть примеры того, какой ущерб наносят государству злоупотребления, связанные с незаконным сбором налогов и штрафов, превышением должностных полномочий в фискальной сфере и в системе административных отношений. Римские соправители Констанций и Констант в своем эдикте от 7 июня 358 г. по этому поводу отмечают, что «очень многие лица распределяют налоги согласно их собственному суждению, что наносит ущерб всем».
Наглядной иллюстрацией такой ущербности служит и современная практика налогового контроля в Российской Федерации. Речь идет об усилении тенденции превалирования публичных решений, принимаемых на основании и под прикрытием данных, содержащихся в цифровом пространстве ФНС, обобщенных и проанализированных искусственным интеллектом, над решениями, принимаемыми на основе самостоятельной аналитической работы специалистов ФНС. Особая острота проблем применения цифровых технологий состоит в том, что за десятилетний срок (2015–2024 гг.) эксплуатации АИС ФНС России получает доминирующее положение в структуре налогового администрирования, обеспечивая так называемый «предпроверочный» этап налогового контроля, но не обретает соответствующий правовой статус.
Отсутствие законодательно определенного статуса АИС ФНС России стимулирует руководство налоговых органов к экстенсивному развитию данной системы, расширяя круг подпадающих под ее влияние правоотношений, ограничивая права и свободы налогоплательщиков. Однако использование государством искусственного интеллекта, без правовых ограничений по отношению к миллионам российских налогоплательщиков, нельзя недооценивать. Подобное положение в совокупности с другими факторами нестабильности может угрожать не только изменением баланса интересов лиц и их объединений, но и постепенным переопределением социально-экономической системы общества в целом.
На необходимость определения пределов контроля информационного пространства со стороны органов исполнительной власти с целью защиты общества указывает председатель Конституционного суда Зорькин В.Д.: «Какой бы ни была цифровая реальность по степени ее развития, она должна подпадать под действие Конституции», имеющей высшую юридическую силу в российской правовой системе.