Особенности взаимодействия Социального фонда России с обязанными субъектами в условиях цифровизации государственного управления
Аннотация
Развитие современного государства требует внедрения цифровых инструментов в систему государственного управления, в том числе в социальную сферу. Сегодня Российская Федерация демонстрирует высокий уровень цифровизации взаимодействия государственных органов с гражданами по вопросам социального обеспечения. На основании анализа в статье сделан вывод, что не все законодательные инициативы получили практическую реализацию. Более того, отдельные нововведения повлекли за собой ряд отрицательных последствий. Сделан вывод о необходимости совершенствования и продолжения процессов внедрения цифровых технологий в социальную сферу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 12/2024 |
Страницы | 6-10 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-12-6-10 |
Значение внедрения цифровых технологий в реализацию государственных функций трудно переоценить, поскольку оно не только обеспечивает эффективность государственного управления, формирование условий для доступности получения государственных услуг, но и позволяет бороться с имеющимися нарушениями, преодолевать коррупционные проявления. Сегодня Российская Федерация остается мировым лидером по уровню цифровизации сферы государственного управления, опыт которого перенимают и копируют многие иностранные государства. Реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление» должна позволить достичь к концу 2024 г. 100%-го предоставления приоритетных государственных услуг и сервисов без необходимости личного посещения государственных органов, в автоматическом режиме (онлайн).
В марте 2024 г. Правительство Российской Федерации издало Распоряжение № 637-р (далее — Распоряжение № 637-р), определившее приоритетные направления цифровой трансформации государственного управления на период до 2030 г. Данный документ фиксирует стратегическую цель — формирование условий для безопасного, устойчивого и свободного обмена информацией между органами государственной власти, гражданами и бизнес-сообществом. В Распоряжении № 637-р определена необходимость достижения технологической независимости страны и обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, что должно стать основой для полноценного цифрового суверенитета России. Одним из целевых показателей на конец 2030 г., определенных в акте, является возможность предоставления всех государственных услуг в режиме онлайн, что позволит гражданам и организациям получать итоговый результат услуги без необходимости личного присутствия. Такое целевое состояние предполагает переход к цифровому взаимодействию и полной доступности услуг, что, в свою очередь, повысит эффективность государственного управления, укрепит доверие к цифровым технологиям и повысит качество жизни населения за счет более простого и удобного доступа к государственным сервисам.
Указанные цели трансформации должны быть достигнуты и в социальной сфере в рамках оптимизации взаимодействия органов и организаций, участвующих в реализации социальной политики государства, и граждан с использованием цифровых инструментов, прежде всего потому, что получение государственных услуг в социальной сфере часто не терпит отлагательств, а лицо, нуждающееся в подобных услугах, не имеет достаточно временных и материальных ресурсов, чтобы обеспечить нормальный уровень жизнедеятельности самостоятельно.
В апреле 2024 г. Правительством РФ для достижения обозначенных целей было издано Распоряжение, касающееся цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, где в качестве основополагающей цели обозначено достижение «цифровой зрелости» в рамках пенсионного и социального страхования, а именно достижение органами (организациями), являющимися субъектами общественных отношений в области пенсионного и социального страхования, необходимого уровня цифрового развития, в первую очередь за счет информатизации процессов взаимодействия с гражданами, формирования внутри этих органов (организаций) соответствующей корпоративной культуры, предопределяющей уровень цифровых компетенций каждого из сотрудников, и т.д.