Привлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: проблемы и практика правоприменения
Аннотация
Автором рассмотрен один из составов административных правонарушений, относящийся к категории коррупционных. Определены проблемы правового регулирования данного вида правонарушения и высказаны предложения, направленные на его совершенствование. Рассмотрена судебная практика привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ. Проанализированы риски организаций, наступающие в случае установления факта передачи, обещания или предложения незаконного вознаграждения и наложения на организацию административных санкций. Предложены направления оптимизации системы мер предупреждения коррупции в организациях, которые позволили бы минимизировать риск совершения работниками организации данного коррупционного правонарушения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 12/2024 |
Страницы | 55-67 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-12-55-67 |
оссийское национальное законодательство предусматривает юридическую ответственность организаций за коррупционные правонарушения. Согласно ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, если от имени или в интересах данного лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для проявления коррупции. В ней также закреплено, что применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к организации не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо и наоборот.
Ответственность за совершение коррупционных правонарушений, субъектами которых могут быть организации, установлена ст. 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В настоящей статье рассмотрим отдельные аспекты привлечения к административной ответственности организаций за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ).
Научный интерес к данному составу административного правонарушения вызнан несколькими факторами, одним из которых является специальный Обзор Верховного Суда Российской Федерации, посвященный анализу судебной практики рассмотрения судами дел о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ (далее – Обзор ВС РФ). Обзор ВС РФ дал ответы на многие вопросы, возникающие у прокуроров на стадии возбуждения административных дел указанной категории и у судей – при их рассмотрении.
К примеру, Обзор ВС РФ однозначно ориентирует правоприменителей на то, что субъектами по таким делам являются исключительно коммерческие и некоммерческие организации, а никак не индивидуальные предприниматели. Дела, возбужденные в отношении последних, подлежат прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Данная позиция Верховного Суда РФ имеет важнейшее правовое значение не только для судей, уполномоченных рассматривать такие дела, но и для прокуроров, принимающих по результатам собственных надзорных проверок процессуальное решение о возбуждении или отказе в возбуждении данных административных производств.