Дата публикации: 12.12.2024

Привлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: проблемы и практика правоприменения

Аннотация

Автором рассмотрен один из составов административных правонарушений, относящийся к категории коррупционных. Определены проблемы правового регулирования данного вида правонарушения и высказаны предложения, направленные на его совершенствование. Рассмотрена судебная практика привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ. Проанализированы риски организаций, наступающие в случае установления факта передачи, обещания или предложения незаконного вознаграждения и наложения на организацию административных санкций. Предложены направления оптимизации системы мер предупреждения коррупции в организациях, которые позволили бы минимизировать риск совершения работниками организации данного коррупционного правонарушения.




оссийское национальное законодательство предусматривает юридическую ответственность организаций за коррупционные правонарушения. Согласно ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, если от имени или в интересах данного лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для проявления коррупции. В ней также закреплено, что применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к организации не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо и наоборот.

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений, субъектами которых могут быть организации, установлена ст. 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В настоящей статье рассмотрим отдельные аспекты привлечения к административной ответственности организаций за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ).

Научный интерес к данному составу административного правонарушения вызнан несколькими факторами, одним из которых является специальный Обзор Верховного Суда Российской Федерации, посвященный анализу судебной практики рассмотрения судами дел о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ (далее – Обзор ВС РФ). Обзор ВС РФ дал ответы на многие вопросы, возникающие у прокуроров на стадии возбуждения административных дел указанной категории и у судей – при их рассмотрении.

К примеру, Обзор ВС РФ однозначно ориентирует правоприменителей на то, что субъектами по таким делам являются исключительно коммерческие и некоммерческие организации, а никак не индивидуальные предприниматели. Дела, возбужденные в отношении последних, подлежат прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Данная позиция Верховного Суда РФ имеет важнейшее правовое значение не только для судей, уполномоченных рассматривать такие дела, но и для прокуроров, принимающих по результатам собственных надзорных проверок процессуальное решение о возбуждении или отказе в возбуждении данных административных производств.

Список литературы

1. Тухватуллин Т.А. Противодействие коррупции в организациях: неопределенность закона в вопросе необходимого и достаточного набора профилактических мер и лучшие антикоррупционные практики российских компаний / Т.А. Тухватуллин, А.Е. Русецкий // Актуальные пр

Остальные статьи