Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в Российской Федерации: от идеи до реализации
Аннотация
Актуальность темы научной статьи заключается в изучении и анализе противоречий, сложившихся в регулировании деятельности по организации азартных игр в букмекерских конторах в Российской Федерации. Авторами предложено компромиссное решение для выявленной проблемы с целью соблюдения прав всех сторон правоотношений в сфере организации и проведения азартных игр в Российской Федерации. Авторами обозначена некорректность сформулированной в ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» нормы. Доказывается, что в ней заложены «атавизмы» и «рудименты», которые ущемляют права и интересы организаторов азартных игр, собственников коммерческих зданий и любителей азартных игр.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 12/2024 |
Страницы | 18-28 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-12-18-28 |
Несмотря на актуальность темы о правовом регулировании организации и проведения азартных игр, доктринальное обсуждение этого института сравнительно невелико, а вопрос о соблюдении прав и интересов организаторов азартных игр, собственников коммерческих зданий и любителей азартных игр практически не затрагивался в юридической литературе.
По этой причине возникла необходимость изучить и проанализировать не выявленные другими исследователями законодательные противоречия, сложившиеся в регулировании деятельности по организации азартных игр в букмекерских конторах в Российской Федерации.
Деятельность в области организации азартных игр в Российской Федерации лицензируема. При этом подлежит лицензированию как головная организация – процессинговый центр, так и каждый в отдельности пункт приема ставок букмекерской конторы, который дополнительно в обязательном порядке до открытия проходит проверку контролирующим органом на соответствие нормам лицензирования. Стоит отметить, что требования для пунктов приема ставок очень жесткие, и, в первую очередь, большое внимание уделяется помещению, зданию, земельному участку, в котором может быть открыт пункт приема ставок букмекерской конторы.
В свою очередь, ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) устанавливает ограничения для мест расположения букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок не только в ч. 2, где описываются сферы деятельности, подпадающие под нежелательное соседство с букмекерскими конторами и их территориально обособленными подразделениями, но и в ч. 3, которая предписывает применять вышеназванные ограничения еще и для земельных участков, на которых располагаются виды деятельности, вытекающие из ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 244-ФЗ. Представляется, что запрет для букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок располагаться на земельных участках, на которых расположены указанные в ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 244-ФЗ объекты, является излишне всеобъемлющим и нерациональным.
С одной стороны, законодатель вроде бы разумно заложил ограничения на запрет нахождения потенциально социально опасного явления в одном здании с целым рядом организаций, занимающихся разным профилем общественной деятельности. Однако совершенно не учел, что пункт приема ставок находится в обособленном помещении, здании или сооружении, что является уже само по себе лицензионным требованием и фактором, ограничивающим доступ в заведение посторонних лиц даже случайным образом.