К вопросу об экономико-правовом регулировании интеграции Российской Федерации с дружественными странами
Аннотация
В работе проанализированы общие тенденции генезиса современных подходов к формированию источников права, регулирующих трансграничные отношения, для целей интеграции Российской Федерации с дружественными странами в условиях санкционного воздействия. Ставится вопрос о рассмотрении соответствующих актов национального законодательства Российской Федерации, регулирующих трансграничные отношения с физическими и юридическими лицами дружественных стран, в качестве превалирующего источника права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 12/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-12-34-37 |
Налаживание трансграничных отношений, как это ни странно, поглощало умы представителей человечества ещё до того момента, как были обозначены сколь-либо достоверно известные обществу «границы». Между тем наиболее значительным для нашего исследования отрывком на шкале мировой истории является, конечно же, зарождение римского права народов (jusgentium), от которого в процессе рецепции римского права, с высокой долей вероятности (учитывая степень преемственности), проистекают современные международное частное и международное публичное право. Право народов сосредоточило в себе множество аспектов, отразившихся в генезисе международного права, что отмечали в своих трудах такие видные ученые-юристы, как И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич и Л.А. Лунц. Одновременно с этим, возвращаясь к истокам права народов, возникшего в противопоставление к квиритскому праву (jusquiritium), пожалуй, следует вновь констатировать, что ничуть не меньшее значение для трансграничных сделок и операций фактически всегда имело и национальное законодательство тех государств, резидентами которых выступают соответствующие контрагенты.
Как порой отмечают исследователи, во многих случаях фактор национального правового регулирования едва ли не играет превалирующей роли в складывающихся между субъектами правоотношениях. Например, в качестве одной из ярчайших иллюстраций такого главенствующего положения национального регулирования может выступить ст. 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации о личном законе юридического лица, весьма классические (для мировой традиции) положения которой говорят о том, что соответствующая фикция неразрывно связана с правопорядком того государства, в котором она существует. Разумеется, даже это правило в текущих реалиях становится в достаточной степени зыбким с учетом тенденций развития регулирования международных компаний, которое в то же время являет собой блестящую иллюстрацию того, как именно национальное законодательство, например, Российской Федерации, способно сформировать благоприятный для иностранных юридических лиц правопорядок, невзирая на большинство ограничений, накладываемых их личным законом. Такая модель нормотворчества, в сущности берущая своё начало у самых истоков международного права, на сегодняшний день снова представляется наиболее перспективной.
В специфических условиях современных реалий вопросы экономической интеграции Российской Федерации с иностранными государствами, а в особенности со странами ближнего зарубежья, консолидируют в себе небывалый объем обоюдных рисков и особенностей, не игравших до сих пор столь большого значения. Если ранее ученые и политики задавались сугубо вопросами обеспечения устойчивого экономического роста, справедливой миграционной политики, экологии совместного региона проживания народов, их культурной, информационной открытости, а также всеобщей безопасности в условно «тепличных» условиях, на сегодняшний день все эти направления заметно осложняются элементом санкционного воздействия со стороны иностранных государств, совершающих недружественные действия, и их «лиц», полнятся элементами противоборства одного правового режима с другим, обретают внутренние и внешние противоречия.