Дата публикации: 12.12.2024

О делегировании осуществления публичных дел местного самоуправления населению

Аннотация

Статья посвящена вопросам критики ограничения участия населения в осуществлении местного самоуправления. Предлагается дифференцировать степень его участия в решении публичных дел в зависимости от административного территориального уровня, оставив «полноценное» местное самоуправление только в низовых (городских, сельских, поселковых) звеньях. В более крупных территориальных единицах должна быть учреждена система местных государственных органов, а местное самоуправление предлагается реализовывать в качестве консультативных форм участия населения (его структур) в решении публичных дел.




Как технология перераспределения управленческой нагрузки с целью привлечения новых идей и экономии бюджетных средств идея делегирования решения задач местного самоуправления населению выглядит достаточно привлекательной. Некоторая ассоциация здесь возникает с используемым в бизнесе механизмом краудсорсинга. При этом формами такого политического краудсорсинга в местном самоуправлении выступают различные формы консультативной (делиберативной, партисипативной) демократии. Разумеется, публичные формы осуществления местного самоуправления населением (местные референдумы, выборы, сходы граждан) в данном контексте рассматриваться не могут ввиду их самостоятельного, учредительного значения.

С точки зрения рационализации управления проявление политического краудсорсинга в местном самоуправлении связано с оптимизацией, прежде всего, властных ресурсов, поскольку чрезмерное администрирование в управлении вызывает наряду с бюрократизацией управленческого аппарата, отягощением его бюджета излишними дополнительными расходами, появление целого ряда других негативных явлений, среди которых: коррупция, потеря эффективности управления, оторванность от подлинных интересов и целей, связанных с деятельностью объектов управления, и т.п. При этом нельзя забывать и о сути местного самоуправления, которая, к сожалению, была проигнорирована в обсуждаемом сейчас в Государственной Думе проекте федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в системе единой публичной власти» (далее – проект ФЗ о местном самоуправлении). Речь идет об отсутствии в этом законопроекте принципов, в реализации которых участником правоотношений было бы само местное население муниципальных образований. Между тем, как отмечает Е.С. Шугрина, «...муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти непосредственно и через органы местного самоуправления выступает население муниципального образования». В свою очередь, Н.М. Добрынин делает вывод о том, что дальнейшая эволюция местного самоуправления в России должна опираться на человекоцентричные основания российской модели конституционализма и нравственные устои российского общества, которые способны стать источником достижения социальной солидарности, возрождения доверия между личностью, обществом и властью, заложить надежный фундамент для полноценной реализации «вечных» конституционных идеалов и ценностей.

Касаясь вопроса о природе краудсорсинга как явления, следует отметить, что наряду с положительными характеристиками отмечаются и риски его применения. В системе местного самоуправления эти риски связаны с целым рядом вредных последствий при неумелом использовании этого инструментария, среди которых: злоупотребления (когда публичные интересы подменяются частными); неэффективность (когда затраты явно не оправдывают фактически достигнутые цели); девальвация форм участия населения (при слишком частом употреблении теряется их ценность, сами действия приобретают характер шаблонов, они лишаются творческого начала, осуществляются механически в режиме демократических ритуалов); некомпетентные решения (возникают, когда делегируемые для решения задачи требуют профессиональных знаний, которыми не обладают широкие слои местного населения) и др.

Список литературы

1. Дементьев А.Н. Правовые и социально-экономические аспекты современного территориального устройства местного самоуправления в субъектах Российской Федерации / А.Н. Дементьев // Российский журнал правовых исследований. 2018. № 2. С. 164–175.
2. Добрынин Н.М. Конституционный принцип единства публичной власти: к вопросу об эволюции местного самоуправления / Н.М. Добрынин // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 11. С. 13–20.
3. Колесников А.В. Органы местного самоуправления в единой системе публичной власти: организационные аспекты : монография / А.В. Колесников ; под общей редакцией А.Ю. Соколова. Саратов : Издательство Саратовской государственной юридической академии, 2022. 40
4. Уваров А.А. О современной концепции местного самоуправления в России / А.А. Уваров // Законодательство. 2023. № 8. С. 40–47.
5. Шугрина Е.С. Кто осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, или Опять о перераспределении полномочий / Е.С. Шугрина // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 71–75.

Остальные статьи