Пределы действия и объем исполнительского иммунитета как института гарантированности конституционного права гражданина на жилище при введении процедур, применяемых в деле о банкротстве физических лиц
Аннотация
Институт банкротства физических лиц призван стать механизмом поиска определенного компромисса должника и его кредиторов, учитывая, что добросовестность банкрота предполагает наличие у него стремления исполнить свои обязательства, реализовать которое он не может, так как испытывает затруднения ввиду временного финансового кризиса по объективным причинам. В рамках данной статьи рассмотрены некоторые аспекты, характеризующие развитие практики применения судами, рассматривающими дела о банкротстве, исполнительского иммунитета как института гарантированности конституционного права гражданина на жилище. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время арбитражные суды, рассматривающие дела о банкротстве физических лиц, выработали устойчивые правовые подходы к разрешению вопроса о пределах действия исполнительского иммунитета на жилье, которые не означают ограничения такой конституционной гарантии, а вполне укладываются в понимание уровня обеспеченности гражданина жилищем, с учетом необходимости соблюдения баланса интересов вовлеченных в процесс банкротства должника лиц.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 12/2024 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-12-14-18 |
Частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище, и в этой связи никто не может быть произвольно лишен жилища. Указанное право относится к числу основных социальных прав, для которого характерна неотчуждаемость, вследствие того, что это право не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в Конституции Российской Федерации и в законодательстве Российской Федерации.
Насколько эта неотчуждаемость не безгранична, иллюстрирует динамика развития института исполнительского иммунитета и правила о возможном его легитимном ограничении ввиду признания гражданина банкротом.
В юридической литературе неоднократно подчёркивалось наличие множества аспектов конституционного права на жилище, что выражается, прежде всего, в том, что такое право является основанием возникновения многочисленных форм и способов осуществления права на жилое помещение.
Л.Ю. Грудцына отметила, что конституционное понятие права на жилище не сводится исключительно к юридическому понятию «право на жилую площадь» как комплекса правомочий нанимателя по пользованию жилым помещением в рамках соответствующего договора или иного легитимного основания.
М.И. Давлетовой ранее обозначалось мнение о том, субъективное гражданское право на жилище есть не что иное, как вид и мера возможного поведения лица, осуществляющегося применительно к жилью на законном правовом основании, включая, безусловно, договор. Конституционное право на жилище – это статутное право, подразумевающее возможность пользования жильем. Это право базируется на правовых нормах и представляет собой юридическое основание субъективного гражданского права на жилое помещение.