Дата публикации: 12.12.2024

Основная обязанность депутатов Государственной Думы, проблемы избыточного законотворчества и разъяснений федеральных законов

Аннотация

В работе на основе конституционных норм рассматривается обязанность депутата Государственной Думы работать над законопроектами для того, чтобы принимаемые парламентом федеральные законы могли быть исполнены, содержали однозначные и понятые требования и иные формулировки. Для решения выявленных проблем предлагается сократить число принимаемых законов, исключив непомерное законотворчество, формулировать законодательные нормы таким образом, чтобы они не требовали каких-либо пояснений, а также во избежание нарушения принципа самостоятельности органов государственной власти — прекратить практику передачи функций по разъяснению положений закона от законодательных органов органам исполнительным. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и отдельные федеральные законы.




Основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, полномочия Российской Федерации и ее субъектов установлены в первых трех главах Конституции Российской Федерации. В основном законодательном акте страны определены вопросы ведения Российской Федерации, вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и полномочия субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72, 73). При этом Конституция Российской Федерации предусматривает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 76).

Исходя из данного постулата, Государственная Дума как палата парламента, являющегося представительным и законодательным органом Российской Федерации, единственная из всех федеральных органов государственной власти наделена полномочиями по принятию федеральных законов (ст. 94, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).

Про исключительную конституционную функцию Государственной Думы законодатели через какое-то время запамятовали, решив перед названием федерального закона указывать не только присваиваемый Администрацией Президента Российской Федерации номер этого акта, но и его дату. Причем не дату его принятия, как было бы грамотно, а дату подписания федерального закона, что никак не вяжется с изложенными выше нормами. Об этих недопустимых с точки зрения конституционного права нарушениях автором указывалось в нескольких работах. В этой связи возникает риторический вопрос: будет ли гражданин четко соблюдать законы, если палата, их принимающая, нарушает конституционную норму?

Обращалось внимание автором и на неоправданный рост количества ежегодно принимаемых федеральных законов: от 200–220 (в первые годы после принятия Конституции Российской Федерации) до 500–550 в последнее время, и отмечались причины такого чрезмерного законотворчества, в числе которых низкое качество вносимых законопроектов, что приводит к необходимости регулярно вносить изменения; слепое копирование иностранного опыта, который или не приживается, или извращается в процессе исполнения; невероятная сложность изложения норм, громоздкость текстов и излишняя детализация, превратившие отдельные законы в инструкции; ориентированность законодательных требований на запреты, ограничения и наказания. Продолжение Государственной Думой активной законотворческой деятельности привело к тому, что в 2021 г. принято 505 федеральных законов, из которых 462 (91 процент) – это внесение изменений и/или дополнений в действующие законодательные акты; в 2022 г. – 654 закона, в числе которых 588 (89 процентов) законов, предусматривающих внесение поправок, и за десять месяцев 2023 г. – 546 федеральных законов, в том числе 475 (87 процентов) – законы, которыми вносятся изменения и дополнения в федеральные законы.

Многочисленность принимаемых законодательных актов приводит к тому, что депутаты, основной обязанностью которых является работа над законопроектами, принимают слабо проработанные акты, содержащие многословные, плохо сформулированные, во многом неясные и часто противоречивые нормы. Создается впечатление, что депутаты Государственной Думы, довольствуясь, в лучшем случае, краткими пояснениями субъекта законодательной инициативы, штампуют федеральные законы, не вникая в их суть и – самое главное – не разбираясь в реальной возможности исполнения принятых актов, т.е. депутатский корпус, к сожалению, не интересует планируемый результат.

Список литературы

1. Винокуров В.А. Право человека и гражданина на пользование родным русским языком при изучении правовой литературы / В.А. Винокуров // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 30–34.
2. Винокуров В.А. Свобода научного творчества и проблемы публикации результатов научных исследований в области права / В.А. Винокуров // Теория государства и права. 2018. № 2. С. 12–18.
3. Винокуров В.А. Чрезмерное законотворчество: проблемы и возможные пути решения / В.А. Винокуров // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 10. С. 53–57.
4. Голещихин В.С. Системные дефекты федерального законодательства / В.С. Голещихин // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 10. С. 47–51.
5. Голещихин В.С. Системные дефекты федерального законодательства / В.С. Голещихин // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 11. С. 48–52.
6. Зарипов В.М. Почему Налоговый кодекс перестал быть настольной книгой инспектора? / В.М. Зарипов // Закон. 2021. № 5. С. 48–53.
7. Киричек Е.В. Федеральное Собрание Российской Федерации – на страже прав и свобод человека и гражданина: парадигмы и противоречия организации и деятельности / Е.В. Киричек // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4. С. 28–33.
8. Котелевская И.В. Закон и ведомственный акт / И.В. Котелевская // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 33–38.
9. Мусаткина А.А. К вопросу о понятии вины и ее формах по Налоговому кодексу Российской Федерации / А.А. Мусаткина // Финансовое право. 2013. № 8. С. 39–42.
10. Султанов А.Р. Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах : монография / А.Р. Султанов. Москва : Статут, 2022. 472 с.
11. Фомичева О.А. Конституционное право депутата на участие в законотворческом процессе / О.А. Фомичева // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 11. С. 3–10.

Остальные статьи