Полномочия органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере
Аннотация
В статье исследуются полномочия органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере. Анализируются понятие и классификация органов публичной власти, осуществляющих деятельность в данной области. Рассматриваются особенности и значение конкретизации финансово-правовых норм, формы ее реализации. Особое внимание уделяется проблемам осуществления полномочий органов власти, включая пробелы в законодательстве и коллизии полномочий. Исследуется специфика нормотворческой деятельности Банка России и его статус в системе органов публичной власти. Обосновывается необходимость совершенствования правового регулирования для повышения эффективности и законности деятельности уполномоченных органов в финансовой сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 12/2024 |
Страницы | 3-7 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-12-3-7 |
Толкование норм финансового права является важной и актуальной темой в современной юридической науке. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, нормы финансового права отличаются высокой динамичностью и подвижностью, что связано с постоянными изменениями в экономической и финансовой сферах общественной жизни. Финансовое законодательство регулярно обновляется и дополняется, что требует постоянного переосмысления и интерпретации правовых норм. Во-вторых, финансово-правовые нормы зачастую имеют сложный технический характер, содержат специальную терминологию, что затрудняет их понимание и применение без надлежащего толкования. В-третьих, правильное и единообразное толкование норм финансового права имеет важнейшее значение для эффективного функционирования финансовой системы государства, обеспечения законности в сфере публичных финансов. В связи с этим исследование теоретических и практических аспектов толкования норм финансового права представляется весьма актуальным и востребованным.
Целью данного исследования является комплексный анализ особенностей, видов и способов толкования норм финансового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и сущность толкования норм финансового права; охарактеризовать основные виды толкования финансово-правовых норм (официальное, доктринальное, обыденное); рассмотреть способы толкования, применяемые в финансовом праве (грамматический, логический, систематический, историко-политический и др.); выявить специфику толкования отдельных видов финансово-правовых норм (бюджетных, налоговых, банковских и т.д.); проанализировать роль и значение актов толкования в механизме финансово-правового регулирования. Решение указанных задач позволит сформировать целостное представление о теоретических и практических аспектах толкования норм финансового права.
В рамках исследования полномочий органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере представляется необходимым, прежде всего, определить понятие органов публичной власти и рассмотреть их классификацию применительно к данной сфере. Под органами публичной власти в современной юридической науке понимаются государственные и муниципальные органы, наделенные властными полномочиями для осуществления функций публичного управления в интересах общества. Ключевыми признаками органов публичной власти являются: наличие законодательно закрепленных властных полномочий, действие в публичных интересах, финансирование за счет бюджетных средств, наличие организационной структуры и штата сотрудников, а также возможность принятия обязательных для исполнения решений. В финансовой сфере органы публичной власти осуществляют регулирование, надзор и контроль за финансовой деятельностью, бюджетным процессом, денежно-кредитной политикой и другими аспектами функционирования финансовой системы государства.
Классификация органов публичной власти, осуществляющих толкование и конкретизацию правовых актов в финансовой сфере, может быть проведена по нескольким основаниям. По уровню власти выделяются федеральные органы (такие как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ), региональные органы (финансовые органы субъектов РФ) и местные органы (финансовые органы муниципальных образований). По функциональному назначению можно выделить органы общей компетенции (например, Правительство РФ), специализированные финансовые органы (Минфин России, ФНС России и др.) и контрольно-надзорные органы (Счетная палата РФ, Федеральное казначейство). По характеру полномочий различаются органы, осуществляющие нормативное регулирование, правоприменение, а также контроль и надзор. По предмету ведения выделяются бюджетные органы, налоговые органы, органы финансового мониторинга, органы валютного контроля и органы регулирования финансовых рынков.