Дата публикации: 12.12.2024

Полномочия органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере

Аннотация

В статье исследуются полномочия органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере. Анализируются понятие и классификация органов публичной власти, осуществляющих деятельность в данной области. Рассматриваются особенности и значение конкретизации финансово-правовых норм, формы ее реализации. Особое внимание уделяется проблемам осуществления полномочий органов власти, включая пробелы в законодательстве и коллизии полномочий. Исследуется специфика нормотворческой деятельности Банка России и его статус в системе органов публичной власти. Обосновывается необходимость совершенствования правового регулирования для повышения эффективности и законности деятельности уполномоченных органов в финансовой сфере.




Толкование норм финансового права является важной и актуальной темой в современной юридической науке. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, нормы финансового права отличаются высокой динамичностью и подвижностью, что связано с постоянными изменениями в экономической и финансовой сферах общественной жизни. Финансовое законодательство регулярно обновляется и дополняется, что требует постоянного переосмысления и интерпретации правовых норм. Во-вторых, финансово-правовые нормы зачастую имеют сложный технический характер, содержат специальную терминологию, что затрудняет их понимание и применение без надлежащего толкования. В-третьих, правильное и единообразное толкование норм финансового права имеет важнейшее значение для эффективного функционирования финансовой системы государства, обеспечения законности в сфере публичных финансов. В связи с этим исследование теоретических и практических аспектов толкования норм финансового права представляется весьма актуальным и востребованным.

Целью данного исследования является комплексный анализ особенностей, видов и способов толкования норм финансового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и сущность толкования норм финансового права; охарактеризовать основные виды толкования финансово-правовых норм (официальное, доктринальное, обыденное); рассмотреть способы толкования, применяемые в финансовом праве (грамматический, логический, систематический, историко-политический и др.); выявить специфику толкования отдельных видов финансово-правовых норм (бюджетных, налоговых, банковских и т.д.); проанализировать роль и значение актов толкования в механизме финансово-правового регулирования. Решение указанных задач позволит сформировать целостное представление о теоретических и практических аспектах толкования норм финансового права.

В рамках исследования полномочий органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере представляется необходимым, прежде всего, определить понятие органов публичной власти и рассмотреть их классификацию применительно к данной сфере. Под органами публичной власти в современной юридической науке понимаются государственные и муниципальные органы, наделенные властными полномочиями для осуществления функций публичного управления в интересах общества. Ключевыми признаками органов публичной власти являются: наличие законодательно закрепленных властных полномочий, действие в публичных интересах, финансирование за счет бюджетных средств, наличие организационной структуры и штата сотрудников, а также возможность принятия обязательных для исполнения решений. В финансовой сфере органы публичной власти осуществляют регулирование, надзор и контроль за финансовой деятельностью, бюджетным процессом, денежно-кредитной политикой и другими аспектами функционирования финансовой системы государства.

Классификация органов публичной власти, осуществляющих толкование и конкретизацию правовых актов в финансовой сфере, может быть проведена по нескольким основаниям. По уровню власти выделяются федеральные органы (такие как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ), региональные органы (финансовые органы субъектов РФ) и местные органы (финансовые органы муниципальных образований). По функциональному назначению можно выделить органы общей компетенции (например, Правительство РФ), специализированные финансовые органы (Минфин России, ФНС России и др.) и контрольно-надзорные органы (Счетная палата РФ, Федеральное казначейство). По характеру полномочий различаются органы, осуществляющие нормативное регулирование, правоприменение, а также контроль и надзор. По предмету ведения выделяются бюджетные органы, налоговые органы, органы финансового мониторинга, органы валютного контроля и органы регулирования финансовых рынков.

Список литературы

1. Асадов А.М. К вопросу о финансовой деятельности органов государственной власти / А.М. Асадов // Проблемы права. 2014. № 2 (45). С. 190–195.
2. Быков И.А. Банковская деятельность в России: теоретико-правовые проблемы / И.А. Быков // Российский научный вестник. 2022. № 1. С. 34–47.
3. Грибкова К.В. Судебная практика как источник права в России / К.В. Грибкова // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2023. Т. 25. № 3. С. 127–132.
4. Мецгер А.А. Опыт правового регулирования гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности: правовой аспект / А.А. Мецгер // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 66–70.
5. Мирошник С.В. Конституционно-правовые основы регулирования финансовых отношений: сравнительно-правовой анализ / С.В. Мирошник, О.Е. Немыкина // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 230–234.
6. Мусаев К.Б. Юридическая природа термина «полномочия органов публичной власти» / К.Б. Мусаев // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : материалы IX Международной научно-практической конференции (шифр – МКАП 9) (г. Москва,
7. Неверова Н.В. Особенности правосубъектности Банка России как органа административной юрисдикции (часть I) / Н.В. Неверова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 4 (153). С. 264–271.
8. Старилов Ю.Н. Требования правового государства – надлежащая основа для формирования парадигмы российского административного права / Ю.Н. Старилов // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 42–54.

Остальные статьи