Дата публикации: 12.12.2024

Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с влиянием роста самозанятости в российской экономике на систему социального страхования. С учетом данных открытых источников автор делает вывод, что такой рост основан не на объективных обстоятельствах, связанных с изменением экономического уклада, а на не до конца продуманной политике правительства в области регулирования рынка труда и отсутствии в России такого классического вида социального страхования, как страхование безработицы.




12 декабря 2023 г. в Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», который предусматривает такие не применявшиеся до сих пор в отечественной правоприменительной практике новации, как формирование индивидуального плана занятости для безработного, содействие началу предпринимательской деятельности безработными гражданами и другие. Принятие этого нормативного акта также завершило многолетнюю, инициировавшуюся российскими профсоюзами дискуссию о необходимости возвращения социально-страховых принципов в государственную политику содействия занятости. Именно отсутствие в отечественной системе социального страхования такого его классического вида, как страхование безработицы, способствует размыванию института классического найма, маргинализации трудовых отношений и увеличивает долю низкоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих мест в экономике. Эти факторы, в свою очередь, создают риск дальнейшего снижения коэффициента замещения пенсией утрачиваемого заработка, а также размеров других социально-страховых выплат — пособий по потере кормильца, на случай временной нетрудоспособности и т.д., увеличивая социальные обязательства государственного бюджета и провоцируя рост количество бедных.

Рост количества самозанятых: изменение экономического уклада или несовершенство государственной политики в области занятости населения

По данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 30 апреля 2024 г. количество зарегистрированных самозанятых граждан составило 10 266 288 человек. С 1 января 2024 г. их количество выросло на 13,5%. Самозанятыми в нашей стране считаются лица, уплачивающие налог на профессиональный доход в соответствии с Федеральным законом № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“». Под «профессиональным доходом» этот законодательный акт признает «доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по договорам, а также доход от использования имущества». Соответственно, за таких лиц не уплачиваются в обязательном порядке и страховые взносы в систему социального страхования.

Всего за три года, за период с 2021 по 2023 г., количество зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход в нашей стране выросло на 272,9%. При этом сумма самого уплачиваемого налога — на 240,2%. (В 2023 г. поступления от налога на профессиональный доход составили 58 184 472 рублей, при начисленных к уплате 62 433 458 рублей.) В таблице представлены основные налоговые показатели деятельности самозанятых.

Список литературы

1. Алексеев Д. Жить на пенсии. Самозанятых ждут первые социальные льготы / Д. Алексеев // Известия. 2024. 21 января.
2. Ахапкин Н.Ю. Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения / Н.Ю. Ахапкин // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. С. 7–25.
3. Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений / А.М. Куренной // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 4 (118). С. 4–12.

Остальные статьи