Дифференциация правового регулирования в социальном обеспечении и индивидуализации защиты от социальных рисков — два следствия одной онтологической проблемы (размышления на полях статьи М.Ю. Федоровой «Индивидуализация защиты от социальных рисков как проявление человекоцентризма в сфере социального обеспечения»)
Аннотация
В статье анализируются концептуальные основания существования двух подходов к социальному обеспечению, основанные на различном понимании феномена «человек» в двух принципиально различных культурных и правовых традициях: англо-саксонской (общего права) и позитивного права, а также практические следствия, возникающие из попыток некритического заимствования элементов альтернативной модели для решения возникающих проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 04/2024 |
Страницы | 4-14 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2024-4-4-14 |
Переход к рассмотрению идей относительно индивидуализации правового регулирования в социальном обеспечении, предложенных автором рассматриваемой нами статьи, требует нескольких предварительных замечаний.
Индивидуализация и дифференциация в праве соцобеспечения — две стороны одной методологической проблемы. Первому аспекту были посвящены все выступления в рамках панельной дискуссии «Человекоцентризм в концепции С.С. Алексеева: трудоправовые и социальнообеспечительные аспекты», состоявшейся в рамках XVII сессии Европейско-Азиатского правового конгресса, проходившего 23–24 мая в г. Свердловске. Второму — дискуссии в рамках Международной научно-практической конференции по проблеме усиления дифференциации трудового законодательства и законодательства в области социального обеспечения, прошедшей 14 июня 2024 г. в стенах Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
При кажущихся различиях в постановке это две стороны одной и той же проблемы, связанной с генезисом права социального обеспечения и его корреспонденцией с трудовым правом, где их разделение было обусловлено в первую очередь публично-правовой исходной природой социального обеспечения против частноправовой, по преимуществу природы трудовых отношений.
Сама по себе проблема, которую нам приходится обсуждать, возникла в связи с некритичным восприятием в начале 1990-х годов на волне распада СССР и кажущейся победы «либерально-глобалистского» представления о человеке как индивиде (доказательство данного тезиса — дело отдельной статьи, здесь мы только постулируем данное высказывание), а не как члене общности того или иного рода, где господствует представление о том, что «общее выше частного». Представления, глубоко чуждого российской правовой и социальной культуре.
Именно эта коллизия двух антагонистических начал в существующей правовой системе Российской Федерации и приводит нас к необходимости вновь и вновь возвращаться к базовым вопросам построения системы социального обеспечения на уровне субъектов и оснований, т.е. на уровне фундаментальных положений философии права и философии вообще.