Сравнительный анализ Государственной Думы начала XX века и парламентской системы России XXI века. Сопоставление с зарубежным опытом
Аннотация
В данной статье проводится сравнительный анализ системы представительных органов Российской империи начала XX века и Российской Федерации XXI века с акцентом на Государственную Думу. Исследуется развитие парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы, учрежденной в 1905 г., и до современной системы представительной власти. В работе рассматриваются ключевые аспекты становления и трансформации парламентских институтов, а также проводится их сопоставление с зарубежными моделями, такими как парламентские системы Франции и Австралии. Особое внимание уделяется влиянию исторических, политических и социальных факторов на формирование парламентаризма в России, а также выявляются ключевые различия между системой царской Думы и Федеральным Собранием Российской Федерации. В заключение работы делаются выводы о необходимости дальнейших реформ для повышения эффективности законодательного органа в современной России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 04/2024 |
Страницы | 46-48 |
Возникновение парламента в начале XX века
Российская империя вступила в XX век с массой противоречий. В результате провала в русско-японской войне и того, что император не желал или не мог подавить восстания, ему очень нехотя пришлось пойти на уступки. Необходимость государственной реформы была очевидна, но ее характер нужно было выяснить. В то время существовало два основных течения, которые по-разному видели сущность организации органа народного представительства. «Одни требуют перехода от неограниченной монархии к конституционному образу правления, т.е. требуют создания народного представительства, имеющего решающий голос в законодательстве. <…> Другие, признавая несостоятельность существующего порядка, <…> требуют создания народного представительства, однако оно должно иметь не законодательный, а законосовещательный характер».
Верх одержало течение, отражавшее желания и требования меньшинства, т.к. первым шагом, сделанным Николаем II в сторону возникновения народного представительства, был Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной Думы». Будучи законосовещательным органом, о чем прямо говорится в тексте вышеупомянутого манифеста, «Булыгинская дума» представляла собой составную часть де-факто установившегося парламента в Российской империи. Так, «Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти», что, однако, стало таковым лишь в 1905 г. в соответствии с актом «Учреждение Государственной Думы».
Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» устанавливал ограничение самодержавной власти монарха: «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Государственная Дума становилась законодательным органом, при этом император мог распустить Думу и наложить вето на ее решения. Помимо трансформации Думы, Манифестом вводился список гражданских и политических свобод, таких как неприкосновенность личности, свобода слова, собраний и союзов. Манифест от 17 октября поставил Россию в один ряд с прогрессивными странами Запада, сумевшими ограничить абсолютную власть монарха и пойти на компромисс с населением своих стран. Система, предложенная Николаем II и его ближайшими соратниками, была неидеальна, но начало парламентарной системы было положено, что должно было стать движением по проторенной другими государствами дорогой, повлияло бы на все аспекты жизни государства и сделало бы из отсталой аграрной России лидера в мировой политике и экономике.