Правовые аспекты вовлечения несовершеннолетних в религиозную деятельность
Аннотация
Статья 28 современной Конституции России провозглашает предоставление свободы совести и вероисповедания всем гражданам Российской Федерации и является логическим продолжением другой нормы, содержащейся в ст. 14, провозглашающей Российскую Федерацию светским государством. Однако применение ст. 28 не всегда представляется в полной мере возможным, конституционно приемлемым, не угрожающим общественным интересам и безопасности. Так большой вопрос вызывает возможность вовлечения и участия несовершеннолетних в религиозных организациях и допустимость их вовлечения в религиозные обряды, вытекающая из ст. 28 Конституции Российской Федерации. В статье рассматривается историческое развитие идей правомерного вовлечения несовершеннолетних в религиозную деятельность, проводится грамматическое, логическое и функциональное толкование современного законодательства с целью выделить основные правовые проблемы вовлечения несовершеннолетних в религиозную деятельность и выявления оптимального способа толкования существующей нормы в данной сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 04/2024 |
Страницы | 21-24 |
В современной российской Конституции ст. 28 декларирует предоставление всем гражданам Российской Федерации свободы совести и вероисповедания. Она является логическим продолжением иной нормы, содержащейся в ст. 14, провозглашающей РФ светским государством и расшифровывающей данное понятие в двух своих частях. Однако реализация ст. 28 не всегда представляется полностью возможной, приемлемой конституционно и не угрожающей публичным интересам и безопасности. Так вызывает вопрос проистекающая из ст. 28 Конституции РФ возможность участия и вовлечения несовершеннолетних граждан в религиозные организации и допустимость их привлечения к отправлению религиозных обрядов. Иными словами, исходя из норм законодательства, не всегда понятно, что должно восприниматься как вовлечение несовершеннолетних в религиозную деятельность. Часть 5 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в редакции от 29.12.2022) (далее – ФЗ «О свободе совести…») не даёт чётких и исчерпывающих толкований того, что стоит интерпретировать как «вовлечение малолетних в религиозные объединения».
Таким образом, исследуемой проблемой является неясность в толковании понятия, используемого в законодательстве о свободе совести. Основной целью будет выявление оптимального и функционально-приемлемого способа толкования нормы.
Для раскрытия и уяснения смысла ч. 5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести…» необходимо обратиться к методу грамматического, функционального, логического и исторического толкования нормативно-правовых актов.
Исторически недопустимость вовлечение малолетнего либо несовершеннолетнего в религиозные организации закреплялась ещё в имперский период. Так, в Своде законов Российской Империи 1832 г., в разделе 2, кн. 1, т 15 присутствовала глава об «отступлении и отвлечении от веры», подразумевавшая переход из православия в иные ответвления христианства либо иные конфессии. Норма, прописанная в данной статье, конкретизировалась в гл. 2 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., где склонение именно детей в иную веру выделялось как один из подвидов отвлечения от веры. Наказанию подлежало воспитание детей в иной вере либо их крещение священнослужителями других конфессий.
В современных условиях отсылка именно к данным документам представляется невостребованной по причине монотеистичности Российской Империи. Слияние государства и одной конкретной религиозной организации, которая отмечается О.В. Старковым и Л.Д. Башкатовым в их работе, требовала от государства защиты именно данной конкретной конфессии, так как от этого зависела стабильность госаппарата. Ныне, в силу действия ст. 14 Конституции РФ, такой подход должен быть воспринят как правонарушение и намеренное игнорирование иных, нехристианских, конфессий.