Дата публикации: 28.11.2024

Генезис государственно-правовой политики по отношению к свободе творчества в Российской империи, Советском Союзе и современной России

Аннотация

Одними из задач юридической науки являются исследование генезиса прав и свобод человека, установление временных параметров процесса их возникновения и развития. В статье будет предпринята попытка изложения и обоснования стадийности формирования, закрепления свободы творчества на законодательном уровне и ее реализации на различных исторических этапах, каждый из которых имеет ярко-выраженную специфику.




Способность к творческой деятельности — уникальное качество, присущее только человеку. Такие признаки творчества как спонтанность, оригинальность, индивидуальность, протекание в духовной сфере, многообразие используемых форм и методов, неординарность художественных решений или научных концепций, непрогнозируемость результатов затрудняют выработку правовой политики государства по отношению к творческой деятельности личности. В то же время именно в результате творческой деятельности совершаются научные открытия, создаются произведения материальной культуры и духовные ценности, оказывающие определяющее влияние на жизнь общества, что порождает необходимость государственного и общественного воздействия на эту сторону жизни человека.

Длительное время в истории нашей страны государственное регулирование творческой деятельности осуществлялось опосредованно: через регулирование сферы науки, культуры и искусства.

Можно выделить пять периодов государственно-правовой политики по отношению к творческой деятельности.

Первый период, который можно обозначить как дозаконодательный, длился до конца XVIII в. Этот период характеризуется отсутствием обдуманности и планомерности, каждый отдельный случай государственного вмешательства был вызван каким-нибудь чрезвычайным случаем и представлял собой реакцию монарха или другого высокопоставленного лица на определенное произведение, которая выражалась в индивидуальном указе о запрете указанного произведения, его изъятии и привлечении автора к ответственности — либо, напротив, о его поощрении. Основными чертами этого периода являются бессистемность, казуальность, правовая неопределенность.

Второй период — цензурный (с конца XVIII в. до 1917 г.), осуществлялся в рамках цензурного законодательства, которое характеризуется наличием множества запретов и требований, предъявляемых к творческим произведениям.

Список литературы

1. Горький М. О литературе / М. Горький. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1961. 567 с.
2. Кравченко А.И. О политике в области искусства в первые годы советской власти / А.И. Кравченко // Культурология : учебник для высшей школы. Москва : Акад. Проект (Киров : ФГУИПП Вятка), 2007. С. 454–478.
3. Кравченко В.В. Творческие союзы в СССР. Организационно-правовые вопросы / В.В. Кравченко, Ю.Я. Львович, А.И. Цепин [и др.]. Москва : Юридическая литература, 1970. 288 c.
4. Куликова С.А. Конституционный запрет цензуры в России : монография / С.А. Куликова ; под редакцией Г.Н. Комковой. Москва : Проспект, 2017. 256 с.
5. Петрова Т.Г. Советская литературная критика 1917–1940 гг. / Т.Г. Петрова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7 : Литературоведение. 2013. № 2. С. 43–56.
6. Фадеев А. За тридцать лет : избранные статьи, речи и письма о литературе и искусстве / А. Фадеев ; составитель, редактор и автор примечания С.Н. Преображенский. Москва : Советский писатель, 1957. 986 с.

Остальные статьи