Генезис государственно-правовой политики по отношению к свободе творчества в Российской империи, Советском Союзе и современной России
Аннотация
Одними из задач юридической науки являются исследование генезиса прав и свобод человека, установление временных параметров процесса их возникновения и развития. В статье будет предпринята попытка изложения и обоснования стадийности формирования, закрепления свободы творчества на законодательном уровне и ее реализации на различных исторических этапах, каждый из которых имеет ярко-выраженную специфику.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 12/2024 |
Страницы | 54-57 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-12-54-57 |
Способность к творческой деятельности — уникальное качество, присущее только человеку. Такие признаки творчества как спонтанность, оригинальность, индивидуальность, протекание в духовной сфере, многообразие используемых форм и методов, неординарность художественных решений или научных концепций, непрогнозируемость результатов затрудняют выработку правовой политики государства по отношению к творческой деятельности личности. В то же время именно в результате творческой деятельности совершаются научные открытия, создаются произведения материальной культуры и духовные ценности, оказывающие определяющее влияние на жизнь общества, что порождает необходимость государственного и общественного воздействия на эту сторону жизни человека.
Длительное время в истории нашей страны государственное регулирование творческой деятельности осуществлялось опосредованно: через регулирование сферы науки, культуры и искусства.
Можно выделить пять периодов государственно-правовой политики по отношению к творческой деятельности.
Первый период, который можно обозначить как дозаконодательный, длился до конца XVIII в. Этот период характеризуется отсутствием обдуманности и планомерности, каждый отдельный случай государственного вмешательства был вызван каким-нибудь чрезвычайным случаем и представлял собой реакцию монарха или другого высокопоставленного лица на определенное произведение, которая выражалась в индивидуальном указе о запрете указанного произведения, его изъятии и привлечении автора к ответственности — либо, напротив, о его поощрении. Основными чертами этого периода являются бессистемность, казуальность, правовая неопределенность.
Второй период — цензурный (с конца XVIII в. до 1917 г.), осуществлялся в рамках цензурного законодательства, которое характеризуется наличием множества запретов и требований, предъявляемых к творческим произведениям.