Дата публикации: 28.11.2024

Семейное предпринимательство: форма или содержание?

Аннотация

Развитию правового регулирования семейного предпринимательства в последние годы уделяется все больше внимания, но при этом по-прежнему дискуссионными остаются вопросы о том, какие именно случаи осуществления предпринимательской деятельности следует рассматривать в качестве охватываемых данным понятием, каков перечень основных признаков семейного предпринимательства, требуется ли выделение семейных предприятий в качестве особой организационно-правовой формы юридических лиц или возможно их рассмотрение в рамках существующей доктринальной классификации хозяйствующих субъектов. Отсутствие решений указанных вопросов на доктринальном уровне препятствует развитию правового регулирования семейного предпринимательства, учитывающего интересы участников семейной предпринимательской деятельности, общества и государства.




Широкое распространение семейного предпринимательства в различных странах мира связано с социальной обусловленностью данного феномена. При относительно небольшом вкладе в ВВП различных стран семейное предпринимательство создает более 50% новых рабочих мест и способствует росту устойчивой экономической активности населения в сельском хозяйстве, торговле, пищевой промышленности и иных отраслях, а также в различных сферах, связанных с новыми цифровыми технологиями.

На протяжении многих лет на государственном уровне признается важность поддержки семейной предпринимательской деятельности, однако такая поддержка оказывается часто несистемным образом, что во многом обусловлено отсутствием стабильного специального правового регулирования, учитывающего проблемы и особенности семейного предпринимательства. Данный вид деятельности в научных публикациях часто рассматривается в качестве одного из видов малого бизнеса, без отчетливого выделения единых критериев признания тех или иных видов экономической активности семейной предпринимательской деятельностью.

На законотворческом уровне предпринимаются попытки сведения семейного предпринимательства к деятельности неких семейных предприятий и установления формальных критериев для его определения. Например, в законопроекте, разработанном Минэкономразвития Российской Федерации в 2020 г., в качестве критериев семейного предпринимательства рассматривались принадлежность не менее 50% компании членам одной семьи и руководство компанией одним из членов семьи.

На практике существуют разные варианты осуществления семейной предпринимательской деятельности, совершенно не соответствующие указанным формальным критериям. Предпринимательская деятельность может осуществляться членами семьи и иными лицами, состоящими в отношениях родства или свойства, с использованием различных подходов к распределению трудовых, хозяйственных, организационных и управленческих функций, с выбором разных организационно-правовых форм ведения такой деятельности.

Как справедливо отметил А.Н. Левушкин, семейное предпринимательство «в цивилистической парадигме находится на стыке многих наук», при этом для роста эффективности правового регулирования возникающих при его осуществлении общественных отношений требуется достижение высокой степени определенности данного явления.

Список литературы

1. Баркова Л.А. Совершенствование российской правовой модели семейного предпринимательства с учетом зарубежного опыта правоприменения / Л.А. Баркова // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 6–9.
2. Богдан В.В. Семейный бизнес в социальных сетях: эффект бабочки / В.В. Богдан // Семейный бизнес & качество правовой среды : монография / И.В. Ершова, К.А. Абдуллаев, А.Н. Левушкин [и др.]. Москва : Проспект, 2022. С. 22–37.
3. Егупов В.А. Некоторые организационно-правовые вопросы построения семейного бизнеса в России на начальном этапе / В.А. Егупов // Семейный бизнес & LegalTech: научные решения для профессиональной предпринимательской деятельности : монография / ответственные
4. Ершова И.В. Микропредприятие: «микро» не значит «малое» / И.В. Ершова // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 11–18.
5. Илюшина М.Н. Особенности осуществления перехода прав супругов на долю в ООО: позиции законодательства и судебной практики / М.Н. Илюшина // Семейный бизнес & качество правовой среды : монография / И.В. Ершова, К.А. Абдуллаев, А.Н. Левушкин [и др.]. Москва
6. Левушкин А.Н. Государственная политика в сфере семейного предпринимательства и его поддержка / А.Н. Левушкин, В.В. Измайлов // Современный юрист. 2021. № 1 (34). С. 68–80.
7. Левушкин А.Н. Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития / А.Н. Левушкин // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11 (96). С. 19–25.
8. Левушкин А.Н. Юридическая природа бизнеса супругов в цивилистической парадигме / А.Н. Левушкин // Гражданское право. 2020. № 2. С. 3–7.
9. Охременко И.В. Социальные функции семейного бизнеса в современном обществе / И.В. Охременко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 3. С. 72–75.
10. Пономарев Д.А. Организационно-правовые формы семейного предпринимательства: традиционные подходы и теоретические модели / Д.А. Пономарев // Семейный бизнес & LegalTech: научные решения для профессиональной предпринимательской деятельности : монография / о
11. Потий К.М. Отечественный опыт определения понятия «семейное предпринимательство» / К.М. Потий // Экономическая наука современной России. 2018. № 2 (81). С. 24–34.
12. Шереметьева Н.Г. Семейное предпринимательство как вектор социально-экономического развития России / Н.Г. Шереметьева // 2021. № 1. С. 93–95.

Остальные статьи