Взаимодействие органов публичной власти и проблемы разграничения их компетенции в современной России (на примере органов исполнительной власти)
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия органов публичной власти современной России, в том числе вопросы разграничения их компетенции. Автором проводится анализ существующей в России системы органов исполнительной власти с учетом теории компетенции. Автором выделяются ключевые коллизии во взаимодействии органов публичной власти в процессе реализации компетенции. В работе отмечается необходимость четкого закрепления в законодательстве разграничения компетенции органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 12/2024 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-12-22-25 |
В 2024 г. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин объявил о планах по реализации пяти новых национальных проектов, которые будут реализовываться под началом федеральных органов исполнительной власти. Президент в Послании также отметил эффективность работы Правительства Российской Федерации, которому удалось и в период пандемии COVID-19, и в период гибридного противостояния с коллективным Западом выстроить эффективную систему управления.
2024-й становится определенным рубежом для развития российской государственности в условиях глобального межцивилизационного противостояния России и Запада. Беспрецедентное санкционное давление, разрыв с международными правовыми процессами и институтами обусловливают совершенно иной подход к государственному управлению в Российской Федерации. Еще в 2022 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент России В.В. Путин заявил, что как прежде уже не будет. Очень точное выражение Президента России касается не только безвозвратно изменившейся системы международных отношений, но и тех изменений, которые произошли в российской экономике и обществе и происходят в системе государственного управления.
Предметом настоящего исследования являются взаимодействие органов публичной власти и проблемы разграничения их компетенции в современной России (на примере органов исполнительной власти).
В качестве методологической основы настоящего исследования выступаю политико-правовой подход, методы научного познания и теория компетенции.
Б.В. Россинский определяет особую роль исполнительной власти в системе государственного управления, ссылаясь на значительное число ресурсов системы исполнительной власти и особую роль в информационном обмене с точки зрения системного подхода. Исполнительная власть исторически играла особую роль в России — это видно из желания наиболее деятельных российских правителей-реформаторов изменить структуру органов исполнительной власти для повышения эффективности государственного управления. Иван IV Грозный в Судебнике 1550 г. закрепляет приказную систему, проводя фактически первую системную реформу исполнительной власти в российской истории. Петр I создает систему коллегий и прототип правительства в форме Правительствующего Сената, перенимая и адаптируя под российскую действительность европейские практики государственного управления. Александр I проводит министерскую реформу, создающую наиболее близкий прототип современной исполнительной власти в России.