Дата публикации: 28.11.2024

Правовое регулирование общественного лоббизма в России

Аннотация

В России до сих пор существует некоторая настороженность в отношении института лоббизма, при этом сама по себе лоббистская деятельность продолжает осуществляться и во многом носит теневой характер. В условиях динамично развивающихся общественно-политических отношений, вовлечения институтов гражданского общества в процесс выработки и проведения государственной политики актуальность приобретает вопрос о существующих проблемах в правовом регулировании каналов коммуникации государства и гражданского общества. Фактически в России формируется новая разновидность лоббизма — общественный лоббизм. Создание условий, в которых институты гражданского общества могли бы взаимодействовать с органами публичной власти открыто, прозрачно, с соблюдением принципа равенства, является одним из направлений развития законодательства в сфере общественного лоббизма в России.




В настоящее время лоббизм раскрывается в законодательстве многих стран из разных регионов мира. О лоббизме пишут как зарубежные, так и отечественные исследователи. Наибольшую популярность имеет так называемый деятельностный подход к раскрытию лоббизма, определяющий данный институт как профессиональную деятельность группы лиц с конкретными интересами, совершающей действия, направленные на принятие на политическом уровне тех или иных решений. Общественный лоббизм представляет собой отдельную разновидность лоббизма с характерными особенностями, которые проявляются в субъектном составе лоббистской деятельности, а также в специфике продвигаемых интересов. В целом общественный лоббизм можно определить как деятельность, осуществляемую некоммерческими и специализированными коммерческими организациями в интересах гражданского общества и его отдельных институтов.

Лоббистскую деятельность можно определить как профессиональную деятельность по налаживанию контактов с органами публичной власти в интересах клиента, а также как подготовительные действия, необходимые для налаживания и поддержания таких контактов. В качестве субъектов лоббистской деятельности можно выделить должностных лиц, принимающих публично-властные решения или способных повлиять на их принятие, а также различные объединения граждан, коммерческих и некоммерческих организаций. В качестве общественных лоббистов, продвигающих интересы институтов гражданского общества, выступают коллективные субъекты в лице общественных объединений, в том числе некоммерческих организаций разной профессиональной направленности. Кроме того, ученые выделяют среди институциональных форм лоббирования Общественную палату РФ. Следуя этой логике, сюда можно отнести и региональные общественные палаты.

Конституционные основы общественного лоббизма сосредоточены в ст. 29, 30, 32 и 33 Конституции Российской Федерации, раскрывающих содержание права на информацию, права на объединение, права на участие в управлении делами государства и права на обращение. Так, право на информацию включает в себя, в т.ч. право на доступ к информации о деятельности органов публичной власти. Право на участие институтов гражданского общества в процессе принятия государством решений нереализуемо в условиях отсутствия гласности в работе органов публичной власти. В связи с этим необходимо обеспечить гарантии широкого доступа к информации в условиях быстроразвивающихся информационных технологий.

Общественные объединения являются субъектами лоббистской деятельности, продвигающими интересы гражданского общества. Соответственно, конституционной основой для влияния институтов гражданского общества на принятие органами власти своих решений является сама возможность (право на объединение) объединения граждан в общественные объединения. Общественный лоббизм базируется на праве граждан на участие в управлении делами государства и общества. Последнее в узком смысле подразумевает право участвовать в выборах, референдумах и в работе органов власти, а именно в процессе принятия ими решений. Следовательно, общественный лоббизм представляет собой одну из форм реализации консультативной демократии и демократии участия.

Список литературы

1. Брянцев И.И. Коррупция как форма теневого лоббизма / И.И. Брянцев, Л.К. Баранова // Власть. 2008. № 3. С. 13–16.
2. Васильева С.В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов / С.В. Васильева // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 72–80.
3. Васильева С.В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив формирования / С.В. Васильева // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 1 (92). С. 136–148.
4. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы : монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2015. 651 с.
5. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как элемент политико-правовой институциализации гражданского общества : монография / В.В. Гриб. Москва : Юрист, 2010. 183 с.
6. Конституционные принципы и пути их реализации: российский контекст. Аналитический доклад / ответственный редактор А.Н. Медушевский. Москва : Институт права и публичной политики, 2014. 75 с.
7. Малько А.В. Политико-правовые проблемы лоббизма / А.В. Малько // Политология для юристов : курс лекций / А.А. Воротников, А.И. Демидов, В.М. Долгов [и др.] ; под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. Москва : Юристъ, 1999. 772 с.
8. Основы конституционного строя России: двадцать лет развития : монография / под редакцией А.Н. Медушевского. Москва : Институт права и публичной политики, 2013. 558 с.
9. Hogan, J. Lobbying Regulation Across Four Continents: Promoting Transparency? / J. Hogan, R.S. Chari, G. Murphy // APSA. Toronto Meeting Paper. 2009. 30 p.

Остальные статьи