Дата публикации: 12.12.2024

Нормативно-правовое обеспечение деятельности профсоюзов в Республике Беларусь и Российской Федерации

Аннотация

Российская Федерация и Республика Беларусь — государства, которые имеют общую историю, схожие национальные традиции, культуру, и во многом это отразилось на формировании национального законодательства. В данной статье анализируется нормативное закрепление деятельности профсоюза в Белоруссии. Интересным представляется исследование правового закрепления элементов обеспечения права на труд и его гарантирования через деятельность профсоюзной организации. Данный анализ позволяет увидеть отличительные особенности по сравнению с российской моделью защиты социально-трудовых прав через представительство интересов работников. В статье анализируются основные нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение профсоюза в Беларуси, его роль и место в системе защиты и гарантирования конституционных прав, а также используется компаративистский метод для выявления особенностей в отношении российской правовой модели. В российской и белорусской нормативной литературе недостаточно исследована указанная проблема, что делает ее обсуждение актуальным для развития конституционно-правовой науки как в России, так и в Беларуси, а также преподавания данной дисциплины. Методологическую базу исследования составляют анализ академической и нормативной литературы и обзоры проведенного наблюдения, культурологический и социологический методы в сочетании с критическим анализом и сравнением, компаративистский. Созданный в 2018 году центр изучения социально-трудовых отношений и проблем профсоюзного движения Южного федерального университета на протяжении 6 лет анализирует динамику развития нормативного регулирования профсоюзов в России. В настоящее время назрела необходимость изучения современного зарубежного опыта работы профсоюзов, и, конечно, учитывая большое политическое и экономическое сближение с Республикой Беларусь, представляется необходимым в первую очередь обратиться к опыту данного государства, что позволит найти точки роста для развития национального законодательства Российской Федерации.




Нормативное содержание деятельности профсоюза в Республике Беларусь

Конституция Республики Беларусь 1994 г. во втором разделе «Личность, общество, государство» перечисляет основные конституционные права и свободы, гарантии их защиты, обеспечения, реализации. Данная конституция содержит несколько норм, направленных на формирование гражданского общества, непосредственной демократии. Например, в ст. 35 основного закона Республики Беларусь говорится о свободе митингов, шествий и иных форм проявления волеизъявления граждан, а в ст. 36 указывается, что каждый имеет право на свободу объединений.

Статья 41 конституции гарантирует гражданам право на труд и достаточно подробно описывает меры по реализации данной гарантии. В этой же статье оговаривается и возможность защиты экономических и социальных интересов. В этом же предложении текста конституции указывается право на объединение в профессиональные союзы. Причем структурно понятно, что это одна из важных возможностей гарантирования и защиты всего блока социально-экономических прав, а не только трудовых. Здесь же дается отсыл к коллективно-договорной работе, что, безусловно, придает значимость этой форме гарантирования высоких требований к условиям труда для работников и работодателей. Также в тексте указана такая форма реагирования на действия работодателей, как право на забастовку.

Включение в одно предложение разных и одновременно взаимоувязанных отсылов к гарантированию права на труд дает основание полагать, что, во-первых, государство рассматривает данное право в качестве основного, неотъемлемого права, создает условия для его обеспечения; во-вторых, данное право рассматривается в общем контексте всего комплекса социально-экономических прав. При этом необходимо учитывать, что в статье двадцать первой конституции говорится об обязанности каждого проявлять социальную ответственность, и это относится и к государству, и работодателям, и работникам. То есть от трудового вклада каждого гражданина зависит развитие белорусского общества и государства. В-третьих, профсоюзному движению, очевидно, определяется особая роль — как единственной общественной правозащитной организации в тексте основного закона государства. Эта роль связывается с социально-экономическим благополучием населения — как организации, призванной на национальном уровне брать на себя ответственность за содержание и защиту прав человека труда. В-четвертых, данный нормативный акт призывает к локальному нормотворчеству, поиску и проявлению новых форм взаимодействия работодателя и работника для повышения эффективности труда, роста качества труда, обеспечения условий охраны труда и мотивированности работников через заключение коллективных договоров. В-пятых, работники могут защищать свои права разными способами, в том числе и через забастовку. И здесь, опять-таки, отводится важная роль профсоюзу — как объединению, способному сплотить коллективы, сформулировать единые цели и задачи, процессуально корректно провести эту меру реагирования.

За тридцать лет действия конституции данные нормы получили свое развитие в отраслевом законодательстве и профсоюзной организации в Белоруссии удалось стать партнером государства и общества в решении социально значимых вопросов, прочно заняв место самой массовой и влиятельной общественной организации в стране.

Список литературы

1. Демчук А.Л. Экологические конфликты в современной политике: теоретические основы и национальные модели / А.Л. Демчук. Москва : Издательство Московского университета, 2020. 287 с.
2. Снигирева И.О. Правовое положение российских профсоюзов в сфере труда. История и современность : монография / И.О. Снигирева. Москва : Проспект, 2021. 256 с.
3. Чуча С.Ю. Проблемы реализации защитной функции профсоюзов в новых формах занятости / С.Ю. Чуча // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. № 3. С. 18–21.
Остальные статьи