Дата публикации: 12.12.2024

Правовые аспекты управления наукой в Иране в условиях санкций: опыт и уроки

Аннотация

В статье рассматривается научно-техническая политика Ирана по преодолению санкционного режима. Демонстрируется влияние санкций на научно-технический и инновационный потенциал Ирана, их роль в замедлении развития науки и негативном влиянии на международное научное сотрудничество. Особое внимание обращается на систему правовых средств и мер по нейтрализации рестрикций в сфере научной политики — поддержка интеллектуальной миграции, публикационной активности, создание инновационной инфраструктуры, использование научной диаспоры и др. Опыт Ирана по противодействию санкциям может быть использован Россией для обеспечения технологического суверенитета.




В условиях роста санкционных ограничений против Российской Федерации вполне закономерно налаживание научно-технического сотрудничества с другими странами. Особое место в научно-техническом сотрудничестве с Россией занимает Иран. С одной стороны, Иран на протяжении последнего столетия был одним из значимых для России партнеров на Ближнем Востоке. Интенсивность отношений России и Ирана стала возрастать в последние 10 лет в связи с атомным проектом Ирана и развитием двустороннего сотрудничества по целому ряду направлений. Россия рассматривает Иран в качестве своего стратегического партнера. С другой стороны, крайне важен для России анализ политики Ирана в условиях санкционного давления, в котором страна находится практически 50 лет с 1979 г.

Кроме того, представляется важным исследование опыта управления наукой Ирана с точки зрения задач сравнительного правоведения и поиска лучших практик противодействия санкциям в научно-технической сфере. Интерес обусловлен тем, что для Ирана характерны:

- попытка построения автаркичной науки при сохранении открытости к международному сотрудничеству;

- успешное наращивание ряда показателей развития науки (численность исследователей, рост аспирантов, кратное увеличение публикационной активности и патентов);

- негативный опыт также полезен для недопущения повторения ошибок Ирана.

В целом, можно предложить рассматривать правовое регулирование науки и инноваций в разных странах мира как объект для исследования в сравнительном правоведении. При этом высокую ценность как в теоретическом, так и практическом отношении имеет опыт организации науки в тех странах, в отношении которых применяются санкции: Китай, Северная Корея, Куба и др.

Впервые ограничения коснулись Ирана в 1950-е годы, когда была предпринята попытка национализации нефтяного бизнеса (который ранее управлялся Великобританией). Тогда рядом стран было введено эмбарго на покупку иранской нефти. В результате совместной операции Великобритании и США был отстранен от власти М. Мосаддык, а национализация заменена на международный консорциум по управлению нефтяными месторождениями Ирана. Современные санкции в отношении Ирана введены еще в 1979 г. после установления исламской республики в Иране, конфликта с Великобританией относительно прав на нефтяные месторождения и захвата заложников США. Санкционные ограничения в отношении Ирана хронологически можно разделить на несколько этапов:

1) 1979–1995 гг. — первый этап, когда санкции были введены только США и выражались в блокировке США Центрального банка Ирана и иных активов, ограничении поставок в пользу Ирана и признании Ирана спонсором терроризма.

2) 1995–2016 гг. — санкции против Ирана были связаны с атомной программой и опасениями мирового сообщества в разработке Ираном ядерного оружия. В этот период США ввели санкции в форме специального закона, а также сделали акцент на формировании единой коалиции государств для санкционного и дипломатического давления на Иран. В этот же период США впервые ввели принцип экстерриториальности санкций — возможности установления вторичных ограничений для физических и юридических лиц, участвующих в торговле с Ираном. Санкции в отношении Ирана стали проходить одобрение на уровне резолюций ООН;

3) 2016–2018 гг. — этап ослабления санкций вследствие достижения соглашения Большой четверкой относительно иранской ядерной программы. Соглашение привело к снятию многих ограничений, что позволило Ирану показать заметный экономический и научно-технической рост.

4) 2018–2022 гг. — период санкционного давления на Иран после выхода США из соглашения и усиления рестрикций в отношении Ирана;

5) 2022 г. — настоящее время, когда в условиях тесного сотрудничества России и Ирана, обострения арабо-израильского конфликта в отношении Ирана стали вводиться новые санкции.

Список литературы

1. Дежина И.Г. Наука под санкциями: опыт иранских университетов / И.Г. Дежина // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 3. С. 22–34.
2. Индикаторы науки: 2022 : статистический сборник / К.А. Дитковский, М.Н. Коцемир, И.А. Кузнецова [и др.] ; члены редакционной коллегии : Л.М. Гохберг, Я.И. Кузьминов. Москва : НИУ ВШЭ, 2022. 400 с.
3. Тимофеев И.Н. Санкции против Ирана: уроки для России в новых международных условиях / И.Н. Тимофеев, Ю.С. Сокольщик, В.А. Морозов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 15. № 4. С. 405–420.
4. Шугуров М.В. Глобальная наука и антироссийские санкции: проблематизация парадигмы открытости / М.В. Шугуров // Век глобализации. 2024. № 1 (49). С. 113–126.
5. Шугуров М.В. Международные санкции и наука Ирана / М.В. Шугуров, А.А. Серебряков, Ю.В. Печатнова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5–1 (68). С. 120–126.
6. Шугуров М.В. Право на науку в контексте деформации международного правопорядка в условиях санкций / М.В. Шугуров // Общественные науки и современность. 2023. № 6. С. 1–19.
7. Butler D. How US sanctions are crippling science in Iran / D. Butler // Nature. 2019. Vol. 574. Р. 13–14.
8. Lanko D. Fear of Brain Drain: Russian Academic Community on Internationalization of Education / D. Lanko // Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 26. Iss. 5. Art. 102831532110310. DOI:10.1177/10283153211031066
9. Zarghami M. Illogical and unethical scientific sanctions against Iranian authors / M. Zarghami // Iran Journal of Psychiatry Behavior Science. 2013. Vol. 7. Iss. 2. Р. 1–4.
Остальные статьи