Правовое регулирование банковской деятельности в Древнем Риме. Часть 2. Банковские операции
Аннотация
Статья являет собой продолжение исследования правового регулирования банковской деятельности в Древнем Риме. Представленная вторая часть посвящена анализу правовых форм оказания банковских услуг в Древнем Риме. С привлечением работ отечественных и зарубежных авторов анализируется содержание и правовое оформление тех видов сделок, которые относились в Риме к банковским операциям (принятие на хранение депозитов, различные виды займа, посреднические сделки в виде поручительства, проведение аукционов); отдельное внимание посвящено записям в специальных деловых учетных книгах. В работе затрагиваются выработанные в Древнем Риме правовые средства защиты интересов, основанных на отношениях банкиров и их клиентов. Автор приходит к выводу: на протяжении длительного времени операции, относимые к банковским, проводились с использованием универсальных частноправовых конструкций, они обеспечивались цивилистическими институтами обязательственного (договорного) права, снабженными в определенных случаях отдельными модификациями, которые по возможности учитывали банковскую специфику. Постепенная автономизация некоторых видов деятельности банкиров не дает оснований говорить о формировании в древнеримском государстве самостоятельной отрасли или выделении институтов собственно банковского права. Методологическую основу исследования составили исторический и формально-юридический методы, а также элементы сравнительно-правовой методологии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 03/2024 |
Страницы | 17-28 |
Сделки римских банкиров охватывали, помимо валютных операций, то есть покупки и продажи иностранных монет и размена собственной валюты, также кредитные операции, пассивные операции, сделки с наличными средствами и различного рода операции с документами, с поручительством. К пассивным операциям с наличностью относилось принятие на хранение депозитов. Имеются сведения о денежных вкладах, по которым банкир выдавал расписку, для того чтобы у клиента была возможность в любое время по ее представлении забрать вклад. Банковский депозит считается частным случаем «нерегулярной поклажи» (depositum irregulae). Он применялся к сумме денег, отданной на хранение с той оговоркой, что депозитарий мог ими воспользоваться (их потребив) и возвратить столько же — tantumdem. Депозитарий становился собственником полученного, что и отличает эту разновидность depositum от обыкновенного хранения, но в остальном такая сделка, согласно намерению сторон, рассматривалась как depositum. Отнесение этой «фигуры» к поклаже восходит к Юстиниану, классические юристы видели в ней заем. Придание ей свойства поклажи означало признание, что депозитарий не мог предъявлять к зачету встречные требования против депонента.
Такие операции по вкладам были связаны с определенно выраженным обещанием процентов, начислявшихся до момента истребования денежных средств. Обязанность платить проценты не подразумевалась сама собой, в римском праве для этого требовалось заключение особой stipulatio usurarum — стипуляции о начислении процентов. Есть также сведения, что так называемая fiducia cum amico (фидуция с другом) являлась обычным для аrgentarius внесением залога движимого имущества, который служил для обеспечения прав других лиц и при которой аrgentarius играл роль доверенного лица. Фидуция состояла в формальной передаче собственности на вещь (имущество) от фидуцианта к фидуциарию с целью сохранения (fiducia cum amico), возможна была также fiducia cum creditore — в качестве обеспечения предыдущего обязательства. Условием являлось то, что фидуциарий осуществит обратную передачу вещи (имущества) соответственно по просьбе или после того, как его кредит будет удовлетворен. В юстициановом праве фидуция исчезла, в роли обеспечения ее заменил залог. В любом случае к пассивным операциям относилось принятие денег на длительные сроки (заем банка под проценты), при котором практиковалось письменное обещание процентов.
Eще одной сделкой подобного рода был так называемый receptum argentarii, который регулировался преторским эдиктом. Этот вид receptum был наиболее распространенным, но не единственным: сюда относились также receptum nautarum, r. cauponum, r. stabulariorum (на основании которых возникала ответственность капитана морского корабля, хозяина гостиницы или конюшни за вещи, доверенные им клиентами), а также receptum arbitrii, который порождал обязанность arbiter ex compromisso разрешить разногласие во внесудебном порядке. Сделка receptum argentarii состояла в том, что банкир, пользуясь формулой, содержащей глагол «принимаю» (in me recipio), обещал оплатить долг своего клиента в установленный срок. В то время как подтвержденный долг (constitutum) предполагает ранее существовавшее обязательство, исполнение которого откладывается или по которому дается поручительство, receptum argentarii (в преторском эдикте он регулируется вместе с другими случаями receptum), является сделкой абстрактного характера, независимой от каких-либо предшествующих отношений. Эта форма кредита возникла в банковской практике Древнего мира и заключалась в том, что банкир принимал к оплате кредитные обязательства своего клиента.